Вы здесь

Юность, дружба, креатив и разгадка культурного кода

Версия для печати

Ежегодно, уже много лет подряд, в конце января-начале февраля все образовательное сообщество нашего города на целую неделю погружается в удивительную, увлекательную атмосферу конкурса «Ученик года», в котором свои знания, способности и таланты демонстрируют самые смелые и целеустремлённые старшеклассники.

В этом же году самое драйвовое молодежное мероприятие года стало из совершенно зимнего совершенно весенним, а значит – ещё более теплым, красивым и ярким. И в день открытия, во вторник, 22 марта, даже белая понедельничная  стена пушистого снега будто вдруг растворилась в суете предконкурсного волнения, которое всегда испытывают участники, болельщики и организаторы конкурса.

В прошлом году «Ученик года» был проведен в смешанном формате, этапы в основном были дистанционными, да и после двух лет пандемии мы все, надо сказать, отвыкли от больших живых мероприятий, очень соскучились по ним. Поэтому церемония открытия получилась громкой, динамичной, яркой.

Под несмолкающие ни на мгновение овации на сцену Малого зала Дворца творчества детей и молодежи поднялись участники – Даша Федосейкина (школа № 21, 10 класс), Настя Шаяхметова (школа № 30, 11 класс), Володя Музалевский (школа № 25, 9 класс), Васса Четырина (школа № 29, 10 класс) и Даниил Белов (школа № 38, 10 класс). Умные, целеустремлённые ребята были представлены публике. Хотя, стоит сказать, вряд ли в представлении нуждались эти юные, милые, улыбчивые «помогаторы», эрудиты, участники конкурсов и олимпиад разного уровня, журналисты, музыканты и чтецы. А подтверждали это их группы поддержки, чьи многочисленные  голоса буквально сливались в один голос – голос дружбы, в котором лишь периодически можно было различить отдельные имена смущенных, но довольных такой теплотой участников.

После традиционной жеребьевки, ребята отправились готовиться к первому очному конкурсу, а зрители и жюри с удовольствием посмотрели домашнее задание участников – видеовизитки. Каждая из них отражала внутренний мир участников – кто-то предстал серьезным, кто-то музыкальным, кто-то невероятно добрым, кто-то очень активным, а кто-то загадочным. Кстати, визитки тоже оценивались жюри конкурса, в которое вошли заместитель начальника Управления образования Оксана Викторовна Втехина, начальник Управления культуры Светлана Валентиновна Степанова, заместитель директора МБОУ «СОШ №24» Ирина Александровна Кухта, педагог дополнительного образования филиала «Дружба» МБУ ДО «ДТДиМ», победитель конкурса «Учитель года-2021» в номинации «Воспитать человека» Ольга Леонидовна Коровина, а также представитель школьного сообщества, обучающаяся 11 класса «СОШ №24», волонтер Анастасия Скрипина.

Претендентам на звание «Ученик года-2022» предстояло пройти три конкурсных этапа. По традиции конкурсу была задана одна общая тема. И поскольку 2022-й объявлен в России годом нематериального культурного наследия, конкурс был посвящен культуре во всем ее многообразии, а этапы объединены общим названием – «Ученик года: загадка культурного кода».

Программа первого конкурсного дня и первого этапа под названием «Культурная эрудиция» включала краеведческий конкурс «Узнай Урал», в рамках которого участники в творческой форме презентовали публике отличительные особенности культуры нашего региона и области: Васса весело рассказала про уральские пельмешки, Даниил примерил тюбетейку и признался, что мечтает попробовать восточное блюдо баурсаки, Настя, как настоящий гид, поведала  о самых удивительных горах и озёрах нашего края, Володя показал интервью с атаманом казачьего войска, а Даша, декламируя чудесные стихи, познакомила зрителей с самыми известными в России городами Челябинской области, не забыв и про наш Озёрск.

Вторым конкурсным испытанием первого этапа был конкурс инфографики «Культура будущего», где участники представили рассуждения на тему актуального состояния культуры, подкрепляя свои выводы в процессе выступления статистической информацией, представленной в графиках и цифрах, а также тематическими иллюстрациями. Зрители и жюри с удовольствием слушали доклады о развитии виртуальных музеев и сайтов учреждений культуры, проведении культурных мероприятий в режиме онлайн. Выступая, конкурсанты высказывали сожаление о том, что современная культура становится плоской, бездуховной, говорили об экологической культуре и даже культуре общения. Вот так интеллектуально, но от этого не менее весело, с юмором прошел первый конкурсный день.

Уже в среду, 23 марта, участников ждал второй, абсолютно импровизационный этап конкурса – «Культурная философия», в который вошли два конкурса. Конкурс красноречия проводился в этом году впервые и стал серьезным испытанием для ребят, ведь им было необходимо составить текст-рассуждение, опираясь на вытянутую, как экзаменационный билет, цитату о культуре. Интернетом ребята могли пользоваться только в течение 15 минут, из отведенных на предварительную подготовку 30-ти. И, между прочим, здорово, что у некоторых участников, обладающих особенно широким кругозором, так и не возникла необходимость прибегнуть к помощи Глобальной сети.

По окончании времени подготовки ребятам предстояло выступить перед зрителями и жюри. Они цитировали любимые фильмы, приводили в пример Малевича и Ван Гога, говорили о том, что «в человеке все должно быть прекрасно», чтобы его можно было считать культурным, рассуждали о гуманности и, к большому удивлению публики, о базисе и надстройке. А после своих красноречивых выступлений конкурсанты, кто-то волнуясь, а кто-то смело, парировали каверзные, но интересные вопросы зала.

Затем ребят ждала открытая панельная дискуссия на тему: «Культурная глобализация или культурная идентичность: возможен ли синтез?». Впервые в этом году это испытание прошло при полном зале, причем не только жюри, но и зрители  могли вступить в обсуждение. А тему, по традиции, участники узнали только перед началом дискуссии. Именно в этом конкурсе они смогли по-настоящему раскрыться – предварительной подготовки не было, а помочь в момент, когда конкурсанты в режиме реального времени находились на сцене, им  не могли ни волнующиеся за них учителя, ни активные группы поддержки.

После долгих и весьма активных рассуждений ребята все же сошлись во мнении, что синтез культурной глобализации и культурной идентичности возможен, а культуру своей страны надо не только бережно хранить, но и, разумеется,  приумножать. И с этим действительно сложно поспорить. Причем особенно приятно слышать такие выводы от представителей молодого поколения, ведь за ним будущее культуры, о которой они так основательно рассуждали в течение всего этапа «Культурная философия». Второй конкурсный день оказался в этом году для участников непростым, но весьма интересным и запоминающимся, а зрители смогли увидеть в участниках не только ярких, творческих, но еще и думающих людей.

Перед финальным этапом «Культурная личность» у ребят были целые сутки, правда, не для отдыха, а для того, чтобы подготовиться к первому испытанию третьего конкурсного дня – интеллектуально-творческому конкурсу, где им предстояло выступить от имени исторической личности, рассуждая о высказывании выдающегося русского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна: «Без возврата к основам культуры невозможно творить для будущего». И в пятницу перед нами предстали немного потерянный и глубоко чувствующий поэт Борис Пастернак, которого тонко и с большим пониманием представила зрителям Даша Федосейкина, трепетный живописец Марк Шагал, выступлением от имени которого до слез тронула всех Васса Четырина, художник-авангардист Эль Лисицкий, метко представленный публике Володей Музалевским, влюбленный в русскую культуру филолог Дмитрий Лихачёв, от лица которого выступила Настя Шаяхметова и талантливый, трепетно переживающий разлуку с Родиной русский композитор Сергей Рахманинов, в образе которого перед зрителями предстал Даниил Белов. Рассказать о впечатлениях сложно, эти прекрасные выступления надо было видеть и слышать!

Завершил марафон испытаний для наших участников конкурс «Творческая презентация» – самый искромётный, открывающий зрителям новые грани талантов каждого из ребят. Первой выступила Даша, она сыграла лиричную мелодию на фортепиано, а потом  взяла несколько аккордов на электрогитаре и на мотив куиновских чемпионов запела вместе со своей группой поддержки под стильный ритм битбокса: «Мы вас раскачаем!». И ведь раскачали! Володя Музалевский в стихотворной форме рассказал о качествах личности и особенностях работы журналиста, ведь именно эту профессию он выбрал для себя. Настя Шаяхметова весело и задорно поведала о своей активной жизни в команде РДШ своей школы, о том, что очень любит помогать людям, видеть улыбки на их лицах, закончив свое выступление задорным флешмобом, движения которого повторял весь зал. Большое впечатление произвело на всех в зале выступление Вассы Четыриной, которая блистательно продекламировала одно из выдающихся произведений гражданской лирики А.С. Пушкина. Даниил Белов, не отступая от выбранного в начале конкурса лейтмотива своих выступлений, уверенно цитировал Маяковского, говорил о целеустремленности, творчестве, вдохновляя глубиной, ясностью мысли и не свойственным сегодняшнему дню мировосприятием.

Когда все испытания были пройдены, а участники, отпустив волнение, наслаждались окончанием конкурсной гонки, поволноваться пришлось экспертам, ведь выбрать лучшего из лучших – задача непростая, а «Ученик года» в очередной раз показал, что у нас в Озёрске есть замечательные, интересные, творческие юноши и девушки.

Пока шло обсуждение зал по старинке, с помощью жетончиков выбирал победителя приза зрительских симпатий, подпевал Снежане Русской и коллективу «Новое поколение», пританцовывал вместе с хореографическим коллективом «Индиго», а также повторял зажигательные движения под современные хиты вместе со «Станцией 74».

Перед вручением дипломов ребят поздравила начальник управления образования Любовь Владимировна Горбунова. Она обратила внимание, что интерес к конкурсу остаётся высоким, школы активно подают заявки, что не может не радовать, а ещё заметила, что счастлива в этом году не оценивать конкурсантов, а просто наслаждаться их креативными выступлениями.

Когда жюри было готово назвать победителя, зал на мгновение замер. И, чтобы оттянуть торжественный момент, было решено вручить раз зрительских симпатий победителю голосования – Насте Шаяхметовой. Объективность результата сразу была подтверждена группой поддержки девушки, громко и эффектно скандирующей ее имя. Настя же в благодарность мило улыбалась им в ответ.

Затем под бурные аплодисменты были объявлены призеры конкурса. Дипломы получили Даша Федосейкина, Настя Шаяхметова, Васса Четырина и Даниил Белов, а абсолютным победителем, обойдя всех их по баллам, стал самый юный участник конкурса Володя Музалевский, который в апреле представит наш город на областном этапе.

Что ж, конкурс есть конкурс. И, если подумать, что такое баллы? Всего лишь цифры, тем более в этом году выбирать победителя было невероятно сложно, это было видно всем, кто видел очные выступления ребят. Главное, что в «Ученике года» проигравших никогда не было и по-прежнему нет, ведь на любой конкурс мы всегда идём, чтобы бросить вызов в первую очередь самим себе, и у наших участников это, несомненно, получилось. Их трогательные слова благодарности педагогам, родителям, друзьям и Дворцу творчества, прозвучавшие в финале мероприятия, показались в этом году особенно трогательными, до слез, а значит будут еще долго греть наши сердца, и мы все будем вспоминать эту драйвовую, классную атмосферу, эти овации и улыбки, это непередаваемое словами ощущение праздника. Праздника дружбы, юности и креатива!

Зоя Загуляева, режиссер и ведущая конкурса

 
 

Фото Никиты Юмшанова, обучающегося творческого объединения «Учебное телевидение»

https://vk.com/video-177077853_456239062 — видео, первый день конкурса

https://vk.com/video-177077853_456239063 — видео, второй день конкурса

 

https://vk.com/video-177077853_456239064 — итоговое видео

Видео Никиты Юмшанова и Евгения Савченко (творческое объединение «Учебное телевидение»)

Дата: 
29.03.2022
-A A +A
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.