Вы здесь
Школа выживания, или как спасти «ботаника»
(Вести с муниципального Информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовании»)
Сразу признаемся, что в результате проведенного мероприятия, о котором пойдет речь, у нас не совсем получился разговор о детях, которые хотят хорошо учиться, а делать им это очень трудно. И все из-за непреодолимой тяги к экспериментам.
Но расскажем все по порядку.
И так в МБОУ «СОШ № 41» 2 марта 2022 года состоялся психологический практикум для молодых учителей в составе 8 человек на тему «Школа выживания, или как спасти «ботаника».
Разговор начался с того, что мы – взрослые: учителя, педагоги дополнительного образования и другие специалисты школы, очень часто, воспитывая и обучая детей, смотрим на них, прежде всего, как на учеников, т.е., детей и подростков, которые, пришли в школу учиться, получать знания, и для этого, в первую очередь, они обязаны выполнять свои школьные обязанности и Устав образовательной организации.
Но, зачастую, социальная роль «школьника» у многих детей по рейтингу занимает далеко не 1-ое и не 2-ое место. В классе, исходя из социального устройства их коллектива, ребенок может оказаться «душой компании» или «белой вороной», «серой мышкой» или «звездой» школьного масштаба, или «ботаником»… И от того, как он себя чувствует в этой роли, зависят и его успехи в обучении.
И очень важно нам, взрослым, это чувствовать, замечать, учитывать, и не забывать, как устроен Мир Детской Души? Чем он наполнен, что хранит в потаенных уголках всю свою жизнь?
Для взрослых это не совсем простая задача.
И мы решились на эксперимент.
Специальными психологическими «штуками» погрузили учителей в состояние детства школьного периода, и оттуда попросили их поведать нам, какие ощущения, чувства, впечатления испытывали они тогда, какую социальную роль играли в своем классе? Что вынесли из школы и взяли с собой во взрослую жизнь?
Полтора часа ушло на то, чтобы окунуться в эту живительную атмосферу трансформации Души. Коллеги делились тем, как они общались, дружили, преодолевали трудности, крепчали, закалялись, противостояли, объединялись, в общем – жили. И ни одного слова об отметках, о пользе выученных уроков, ни о правилах и обязанностях ученика, и уж точно ни об Уставе школы (при всём нашем уважении и понимании). Ни одного слова. Говорили только о том, как учителя им помогали, поддерживали, хвалили, верили в них, вкладывали свою Душу, о том, как порой именно этого и не хватало.
И вот настал момент, когда по условиям эксперимента каждому участнику было предложено, представить, что у них в классе появился новенький – и это был он сам, только в детстве. А дальше им предстояло, вернувшись в свой образ учителя, сказать этому ребенку (т.е. самому себе в детстве) те слова, которые бы он хотел услышать от своего учителя (т.е. от самого себя сейчас). И вот что получилось:
Будь собой! Мечтай, и все сбудется!
Будь смелым, иди сам к другим людям, спрашивай, ошибайся, но иди…
Верь в себя, будь верен своей мечте. Не предавай себя!
И много-много других слов, от которых «мурашки» разбегались по всему телу, и комок подкатывал к горлу.
И ни слова про опоздания, отметки, домашние задания.
Эксперимент – он на то и эксперимент, чтобы посмотреть, что же получиться, если побывать по ту сторону чего-то, что позволит посмотреть на всё другими глазами, откроет тебе новый ресурс, обогатит твою Душу, трансформирует что-то внутри, глаза в глаза, Душа в Душу.
Мы не успели в этот раз разобрать приемы работы по спасению «ботаников». Но мы сделали один небольшой шаг в этом направлении, где были сказаны важные слова:
«Верь в себя, будь собой, никогда себя не предавай».
Актуально сегодня? Ещё как!
Всем нам удачи и безопасности.
Т.А. Письменник, И.Н. Мелдонян