Вы здесь

«Зебра» Выготского, «Педагогическая поэма» и удивительный Сухомлинский

-A A +A
Версия для печати

«Перемешка» – это невероятно веселая, а еще по-настоящему интересная интеллектуальная игра. В этом могли убедиться восемь команд шестиклассников, легко и непринужденно вступивших в интеллектуальный марафон, который продлится весь учебный год.

Открыла этот марафон «Образовательная перемешка», которая прошла в Loft-центре с 11 по 15 октября. Игра была посвящена выдающимся личностям, внесшим большой вклад в развитие педагогики, тем педагогам, чьи биографии и открытия вдохновляют нас и сегодня. Но, несмотря на то, что тема для игры была заявлена серьезная, хорошее настроение и задор командам были обеспечены уже благодаря тому, что в «Перемешке» есть одна замечательная традиция – ребята могут сколь-угодно забавно, творчески называть свои команды. Так, этой осенью состязались команды «Хомяки» и «Пельмешки с огурцами», «Панама», капитан которой пришел на игру в одноименном головном уборе, «Веселые девчушки» и «Литературчики», «Интеллигенты» и «Мегамозг», «Экобобры», «Лицеисты», «Азерсг», и даже команда «Антисептик», игроки которой буквально «продезинфицировали» игровое поле от самых сложных вопросов, блестяще отвечая на них.

«Образовательная перемешка» состояла из трех раундов. В первом раунде, «Теоретическо-педагогическом», ребята могли продемонстрировать знания об интересных фактах биографий Льва Выготского, Антона Макаренко, Януша Корчака, Марии Монтессори, Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Василия Сухомлинского и Константина Ушинского, а также блеснуть познаниями об их самых известных научных трудах и открытиях в области педагогики и психологии.

Вопросы на игровом поле скрывались за цитатами и аббревиатурами, и, порой, вдумчивое угадывание, о ком или о чем вопрос, превращалось в дополнительную головоломку. Например, выбирая, кажущийся легким на первый взгляд вопрос «Педагогическая поэма», ребята понимали, что им предстоит продемонстрировать знания об А.С. Макаренко, да вот только назвать отрасль науки, которая изучает его творческое наследие, а вопрос был именно об этом, смогла далеко не каждая команда.

Под загадочной аббревиатурой «ЗБР» скрывался вопрос о зоне ближайшего развития, открытой Львом Выготским. Как только не расшифровывали ребята это буквенное сочетание! Например, капитан одной из команд, после долгих рассуждений сказал: «Пусть будет зебра, все-таки интересно узнать, что там за вопрос».

И, хотя каждая новая игра была непохожей на предыдущую, черты сходства между «Перемешками» все же были. Так, Яна Амоса Коменского ребята в течение игр неоднократно «перемещали» из 17 века в 20-й. Хотя этого педагога действительно можно назвать путешественником во времени, учитывая, что его открытиями мы активно пользуемся по сей день.

До глубины души тронула всех ребят история Януша Корчака, который, отказавшись от неоднократно предлагаемой ему свободы, погиб в концлагере вместе со своими воспитанниками в годы Второй мировой войны, совершив настоящий человеческий подвиг.

Ответы команд на вопрос о важных качествах педагога, по версии К.Д. Ушинского, каждую игру превращались в настоящее глубокое рассуждение о том, каким же должен быть настоящий педагог, по мнению ребят, конечно. Версий было много: понимать ребенка, поддерживать, учить верить в себя. Здорово, что ребята во время ответа с улыбкой и теплотой смотрели на своих педагогов, которые в течение всей игры поддерживали своих учеников, радовались их успеху, огорчались поражению.

А К.Д. Ушинский говорил, что педагогом может быть тот, «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души». И мы надеемся, что такой внеклассный досуг позволил педагогам на время отрешиться от будничной суеты, школьной рутины, и почувствовать легкое, почти забытое детское ощущение доброго соревнования.  

В «Филвордно-предметном» втором раунде ребятам пришлось разыскать спрятанные на игровом поле и расположенные по горизонтали, вертикали и диагонали названия десяти школьных предметов. Интересно, что каждая команда всегда ищет свой способ поиска слов. Кто-то с серьезными лицами склоняется над листком с филвордом, кто-то долго изучает экран, а потом со словами «Есть! Нашел!» торопится выделить маркером сразу несколько слов. В общем, выглядит это весьма здорово!

Все десять слов за осеннюю серию игр не нашла ни одна команда. Максимальное количество найденных названий было равно шести, но этот раунд носил больше развлекательный, чем интеллектуальный характер, давая ребятам расслабиться после напряженной умственной деятельности на этапе теоретическом.

 После решения филворда участников ждал третий, «Персонально-портретный» раунд, который проверил не только их домашнюю подготовку, но и внимательность во время игры, ведь ребятам нужно было сопоставить портреты героев первого раунда с именами и фамилиями. Сказать, что это испытание стало по-настоящему веселым и для команд, и для педагогов, наблюдающих за игрой, - не сказать ничего. Так, Ян Амос Коменский неоднократно за серию игр становился Антоном Семеновичем Макаренко, который в свою очередь также неоднократно был назван Янушем Корчаком. Василий Сухомлинский и Иоганн Генрих Песталоцци, обладая, по всей видимости, одинаково добрым взглядом, также периодически менялись именами и портретами. И лишь Мария Монтессори, единственная представительница прекрасного пола среди героев игры, всякий раз безошибочно определялась ребятами, которые в итоге с юмором воспринимали свои ошибки, уже наверняка запоминая, как выглядит тот или иной выдающийся педагог.   

Восемь творческих, дружных, веселых команд, более восьми часов хорошего настроения, азарт, напряженный поиск ответа и радостное ощущение от того, что он оказался верным – все это «Перемешка»: интеллектуальная игра, которая учит интересоваться чем-то новым, расширяя горизонты познания, самостоятельно искать и находить информацию по теме, выделяя главное, необходимое и отсеивая ненужное, вдохновляться победой, и не расстраиваться из-за поражения.

Что ж, «Образовательная перемешка», современное и динамичное музыкальное сопровождение которой обеспечил педагог-организатор Александр Александрович Шереметьев, прошла в атмосфере хорошего настроения. А места в игре распределились следующим образом: безоговорочным победителем стала команда школы № 24, второе место у команды Лицея № 39, третье место разделили команды школ № 32 и № 38. Дипломы за участие у команд школ № 25, № 29 и № 30, а также Лицея № 23. Есть ли здесь проигравшие? Разумеется, нет. Ведь итоговые баллы – это не повод для разочарования, а, скорее, повод собраться в «Loft-центре» вновь, на декабрьской «Перемешке», посвященной новогодним традициям разных стран, и бросить вызов другим командам, а, главное, самим себе!

Зоя Загуляева, педагог-организатор

  

   

  

 

 

Дата: 
20.10.2021
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.