Вы здесь

С 1 по 6 мая наши лицеисты побывали в Беларуси

-A A +A
Версия для печати

36 человек – 23 шестиклассника и один наш единомышленник-пятиклассник, родители, друзья, учителя – большая дружная команда побывали в Минске, Бресте, а также посетили древние замки Мир и Несвиж, и, конечно же, знаменитую Беловежскую Пущу. Мы подготовили краткий отчет по основным моментам нашего путешествия.

Что больше всего впечатлило во время путешествия?

Беларусь – страна, в которой хоть раз в жизни необходимо побывать каждому. Мы приземлились в старейшем и красивейшем городе-герое Минске. Он приветливо встретил нас солнечным первомайским днём. Ощущение комфорта и уюта мы почувствовали сразу. Кругом невероятная чистота. Несмотря на то, что в годы ВОВ Минск был полностью разрушен, улицы и аллеи полностью восстановлены и выглядят опрятно и красочно. Много зданий сталинской эпохи, отреставрированных, 
как будто специально перед нашим приездом. Скверы и парки ухоженные, каждый со своей уникальной и замысловатой историей. 

В Белоруссии очень много достопримечательностей: исторических боевых укреплений, памятников ВОВ и нетронутых лесов. Великая Отечественная война здесь началась не 22 июня 1941 года, а 1 сентября 1939 года, и тогда люди воевали против немцев в рядах польской армии. За время Великой Отечественной Войны погиб каждый четвёртый белорус.

Самый большой в Европе древний лес это Беловежская пуща, в которой более 2 тысяч деревьев-великанов, и возраст их старше, чем открытие Америки Колумбом.
Часть леса даже располагается на территории Польши.

Также хочется отметить город Брест. Основная достопримечательность города – это Брестская крепость, мемориальный комплекс, сохранившийся в том облике, который был со времён военных событий. Одно из самых популярных и привлекательных мест в Бресте – улица Гоголя с уникальной архитектурой зданий, полностью реконструированных после бомбежек. Улицу украшает бюст писателя, а также фигуры героев из его произведений.

Белорусы очень гостеприимны,  доброжелательно относятся к русским, поэтому мы чувствовали себя в безопасности на их земле. Кстати, правильно писать и говорить – Беларусь. В средневековье эта страна называлась Великим Княжеством Литовским. Ещё страну называют страной замков. Мы были в восторге от посещения средневековых замков Мирского и Несвижского, а рассказы гидов сделали их особо интересными.

Минаев И., 6 класс
 

В какой музей Минска нужно сходить в первую очередь?

Наименование «Музей Великой Отечественной войны» говорит само за себя! Музей находится в самом центре Минска. Это один из первых музеев ВОВ, т.к. экспонаты начали собирать еще  в 1942 году. Никто не думал, что война продлится так долго. Пришлось музей эвакуировать в Москву, а в 1944 опять собирать в единую экспозицию. Музей насчитывает около 80 тысяч экспонатов. До сих пор музей пополняется новыми предметами, до 700-800 в год. 

Экспозиция музея состоит из военной техники и вооружения (танки т-34, ис-2, знаменитая Катюша, боевые и стрелковые орудия). Показан быт партизан: землянки, медсанчасть, ремонтные мастерские, в одной из которых хранится саперная лопатка – памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Самолетики, которые похожи на игрушечные модели, являются прототипами настоящих самолетов, которые отважно сражались с врагом. Экскурсия заканчивается залом Победы в форме стеклянного купола, изображающего Рейхстаг, на который был водружен флаг Победы в 1945 году.

Несмотря на ночной перелет и усталость мы с большим интересом и вниманием слушали экскурсовода (это была наша самая первая экскурсия о ВОВ за время нашего путешествия в Минск). Мы еще не раз будем вспоминать нашу поездку и те впечатления, которые остались у нас после рассказов о тех страшных событиях, которые  испытал советский народ.

Будущев М., 6 класс

Что мы узнали о Хатыни?

В поездке мы посетили мемориал Хатынь. Но Хатынь была не единственной деревней, сожжённой в годы войны. Она лишь одна из более 600 деревень с такой же участью.

Так почему же мемориалом стала именно Хатынь? Во-первых, 433 деревни из 600 возродились, Хатынь входит в одну из 186 деревень, которые были сожжены навсегда. Во-вторых, в названии «Хатынь» корень слова хата. Название легко запомнить по ассоциации с проживанием людей в этой деревне. Важно было учесть расположение Хатыни. Деревня находится в Минской области, недалеко от столицы, поэтому сюда легко добраться любому человеку, интересующемуся историей, желающему почтить память погибших мирных жителей. Рядом с деревней нет реки или озера – это тоже было важно, чтобы территория скорби не превратилась в место отдыха и развлечений.

Злою усмешкой судьбы принято считать созвучное название деревни Хатынь с Катынью – местом под Смоленском, где в 1940 году расстреляли польских военных, о чем СССР  скрывало информацию до 1990 года.

Каминская Э., 6 класс
 

Хатынь - история, что произошло, что мы должны знать, о чем помнить?

Недавно нам посчастливилось всем классом побывать в Беларуси.  Мы были во многих музеях и узнавали много нового.  Меня поразила поездка в Хатынь.

Это одна из 186 безвозвратно утерянных и сожжённых немцами деревень.  Погибло огромное количество людей,  и в память о них в Хатыни зажгли вечный огонь.  По краям вечного огня в квадратных лунках стоят три деревца, а одна лунка свободна - это напоминание о том, что каждый четвёртый житель страны погиб на этой войне.

Немцы беспощадно поджигали дома с людьми,  забирали ценные и нужные вещи,  живых людей собирали в одном сарае и заживо сжигали.  Казалось бы, невозможно спастись,  но нашлись такие люди. Это было два мальчика и две девочки. 

Одного мальчика спасла мама,  которая прикрыла сына своим телом.  Второй мальчик пытался бежать,  немцы это увидели и ранили его в ноги,  он упал и потерял сознание,  позже очнулся и выжил. Эти мальчики прожили долгую жизнь после войны, успев рассказать о пережитых жизненных испытаниях своим детям и внукам.

Девочки были среди жителей деревни, которых фашисты обрекли на сожжение, но они чудом выжили.  Позже, всего несколько месяцев спустя, они все же погибли в соседней деревне, где все жители были так же сожжены нацистами. 

В результате этой чудовищной жестокости в Белоруссии погибло около четверти жителей деревень. Мы должны помнить о героях войны, о наших дедах и прадедах, ведь именно благодаря им мы сейчас живём в мирное время.

Быкова А., 6 класс

Что запомнилось в Брестской крепости?

4 мая мы посетили Брестскую крепость. Она имеет звание Крепость-Герой.

Для меня Брестская крепость стала образцом мужества и героизма. Почти месяц защитники крепости обороняли её от врага. Когда заканчивалась вода, защитники пробирались к реке Муховец. Там они набирали воду в свои каски, но многие из них тогда погибали под обстрелом. А ведь вода была нужна всем: и пулемётчикам, и раненым, и детям.  На территории мемориала по-прежнему сохранились руины казарм, смотреть на которые горько и страшно. 

Во время экскурсии мы посетили Музей обороны Брестской крепости. Там нам рассказали о страшных боях, о героизме павших воинов. После посещения Брестской крепости многие из нас поняли, что такое настоящая война. Там каждый кирпичик, каждая пядь земли напоминает о страшных и кровопролитных сражениях.

Шмаков И., 6 класс

Что ты понял о войне?

Великая Отечественная война была тяжёлой и кровопролитной.

На Линии Сталина наш гид показал нам, с какой стороны на Минск шли немецкие солдаты. Мы увидели оборонительные установки, насколько они тяжелы и неповоротливы. Фашисты шли с восточного направления, а все установки были  развернуты в другую сторону, на запад, и не могли повернуться  в ту сторону, поэтому наши солдаты вышли из укреплений и начали смертный бой. В записях немцев сказано, что они были поражены мужеством и отвагой советских войск. 

Гид также рассказывал нам про Ленинград. В сентябре немцы пытались захватить город, но не смогли. Город постоянно бомбили, погибали люди. Каждый участвовал в обороне родного города, даже дети. Во время бомбёжек они дежурили на крышах и засыпали фугасные снаряды песком, чтоб не начался пожар. Старшие дети работали на заводах, помогали стране, превозмогая голод и усталость.

Фашисты бомбили дорогу жизни, люди голодали. В таких тяжёлых условиях ели даже кошек, началась антисанитария из-за того, что начали плодиться крысы. Из-за этого распространялись болезни, и многие погибали по этой причине. Для решения этой проблемы пришлось ввозить кошек со всей страны в Ленинград.

Я хочу сказать спасибо всем тем, кто воевал на фронте и в тылу, работал, чтобы мы жили в мире. Я искренне ценю победу тех, кто был там и пережил все эти страшные моменты. 

Глухов Н., 6 класс

Сложно было давать интервью белорусским СМИ?

Во время поездки в Беларусь мы не только посещали места боевых сражений и осматривали исторические достопримечательности. Но также наш классный руководитель Александра Борисовна предложила нам принять участие в проекте «Дети и война».

Во 2-ой день вечером после экскурсий мы вернулись в отель, где нас уже ждали журналисты информационного агентства Sputnik, который относится к российскому государственному каналу «Россия сегодня». Мы дали интервью, которое смогут увидеть дети и взрослые как Белоруссии, так и России. Мы рассказали, что для нас значит война, понравилось ли нам в Белоруссии, и в конце каждый поздравил ветеранов с праздником Победы. 

Сначала мы все вместе спели гимн нашего лицея, потом песню «Катюша». Не испугались и решились пообщаться с журналистами 7 человек. Когда нас начали снимать, даже эти 7 человек переживали, волновались и были не уверены в себе.  Но всё прошло удачно. Когда мы приехали домой, видео было уже готово. Нам оно очень понравилось!

https://sputnik.by/video/20190506/1041063150/Odna-pobeda-na-dvoikh-deti-iz-Rossii-o-Velikoy-otechestvennoy-voyne-.html?fbclid=IwAR2_wUvZFm-LN2VCs9-k6_u45eH1fdeD9mGk28wPZApHgnDj0ctvwx6Sffk

(От АБ: наши слова искренней благодарности организатору съемки и нашего участия в проекте Ирине Шестаковой)

Цацко С., 6 класс 
 

Что такое «Дудутки»? Стоит ли туда ехать?

Дудутки - музейный комплекс, расположенный недалеко от Минска. Музейный комплекс рассказывает нам про быт Беларуси. Нам удалось побывать в мельнице, в музее старинных инструментов, кузнице и хлебопекарне, а также увидеть труд мастеров ткачества, соломоплетения, гончарного искусства и бортничества.

В мельнице мы увидели много различных механизмов и узнали, что мельники были очень сильные и достаточно скупые, но суеверные, поэтому последнему посетителю давали погостить у себя.

В музее старинных инструментов нам показали белорусский инструмент Дудá, очень похожий на волынку, и инструмент Хмара, родина которому Латинская Америка.

В кузнице показали тяжёлый процесс обработки металла: сначала в горн кладётся необработанный металл, затем горн раскаляется углями, угли раздувают меха, затем кузнец достаёт доведенный до красного каления металл и начинает его обрабатывать на наковальне с помощью кувалды. В итоге, получилась подкова.

В хлебопекарне нам рассказали о процессе замешивания теста и хлебопечения и о древних традициях, связанных с хлебом. Затем нам дали продегустировать хлеб и сыры. 

Ткачество - сложный процесс, мы увидели все стадии – от обработки льняных ростков до изготовления готовой одежды.

В мастерской соломоплетения нам рассказали о местных традициях и показали саму работу.

Мастерская гончарного искусства удивила нас разнообразием глиняных изделий и обработкой глины. Из этого природного материала можно получить так много необходимых для жизни современного человека изделий.

В мастерской бортничества нам рассказали историю получения такого вкусного и полезного продукта, как мёд. Показали процесс сбора мёда: пчёл окуривают дымом, а так как нет дыма без огня, то они набирают в брюшко мёд, а когда они сыты, они не могут жалить! Также рассказали о других продуктах, получаемых нами от пчел: пчелиный воск, прополис, маточное молочко, перга, пчелиный яд. Пчелы - очень важные для человека существа!

Музейный комплекс "Дудутки" оставил всем нам самое хорошее впечатление и зарядил положительными эмоциями на весь день!

Клиновый А., 6 класс

О программе:

Все, что планировалось в поездке, мы успели. Два дня погода была плохая, под вечер мы уставали, но мы не падали духом. Мы даже нашли силы и время на празднование дня рождения нашего друга Ромы – вечером собрались все вместе в столовой нашего отеля, пели поздравления, ели торты и танцевали. Конечно, хотелось бы побольше отдыхать, хотя бы часик после перелета побыть в гостинице, но мы приехали всего на 5 дней, поэтому график был таким плотным. Не хватило прогулок по паркам, из окна автобуса мы видели, что они ну очень красивые! Вырастем, приедем в Беларусь, будем гулять по паркам и вспоминать наше первое путешествие с АБ ;-)

Тихомирова Н., 6 класс

Понравился ли тебе наш коллектив?

Я заканчиваю пока только пятый класс и попал в эту поездку по приглашению Александры Борисовны. Путешествие было очень насыщенным и познавательным. Во время поездки у меня был день рождения. Я очень запомнил этот день! Ребята нашей группы поздравляли меня на трёх языках: русском, английском и китайском!

Мне очень понравились участники нашего путешествия: всем было все интересно! Нашим гидам пришлось нелегко, потому что им задавали очень много вопросов. Один из гидов сказал про нашу группу, что она необычная, что все очень умные и любознательные! Он был приятно удивлён. А когда услышал, как мы поем песни про войну, объявил нам благодарность.

У меня во время поездки появилось много новых знакомых, с которыми я теперь часто вижусь в школе. Мне показалось, что шестиклассники уже очень взрослые люди. Они воспитанные и дружные. Во время поездки мы много общались, фотографировались, обсуждали увиденное. Я видел, что многие ребята покупали сувениры своим родителям, старались запечатлеть самые интересные моменты поездки, чтоб показать их дома.

Плюсы поездки: очень насыщенная,  даже в телефон поиграть было некогда. Попробовали много вкусных белорусских блюд – каждый завтрак, обед и ужин в разных ресторанах, каждый из которых был очень индивидуален.   

Минусы: очень мало времени было на то, чтоб поиграть в телефон, потому что у моих новых друзей были очень интересные новые игры. А плохая погода - это не беда! Она наоборот нас сплотила – мы делились с ребятами своими вещами, надевали один плащ на двоих – это тоже было очень весело и необычно!

Панов Р., 5 класс

Понравилось ли тебе питание во время поездки?

Экскурсии – хорошо, а обед по расписанию!

Шведский стол в Минской гостинице - отличный способ зарядить себя энергией с утра. Каждый мог выбрать для себя что-нибудь на завтрак. Кашу или хлопья, свежие овощи и фрукты, выпить бодрящего кофе или ароматного чая.

Рестораны радовали нас не только красивыми интерьерами, но вкусными обедами и ужинами. Побывать в Беларуси и не попробовать национальную кухню просто невозможно.

Обед на территории Музея материальной культуры Дудутки погрузил нас в атмосферу белорусской народной жизни. Нам предложили знаменитые драники – хрустящие картофельные оладьи, домашние «пальцем пиханые», жаренные колбаски прекрасно сочетались с картофелем по-белорусски и свежими овощами. И все это подчеркивало оформление в этническом стиле.

А какой вкусный в Белоруссии ХЛЕБ! Пекут его в настоящих печах по старинным рецептам без добавления дрожжей. Выпечка - нет слов! Булочки, пышечки, пироги с начинками и без. Пальчики оближешь! Приезжайте и попробуйте сами!

Сапрыкина К., 6 класс

 

Романтика переездов в автобусе

Мне очень нравились автобусные переезды. Из окон автобуса мы смотрели на окрестности проезжающих городов Беларуси, они очень чистые и ухоженные. У них очень интересная архитектура, нет бесконечных микрорайонов из серых коробок. Так же мы обращали внимание на дороги. Чистые, широкие, хорошая разметка. Но и конечно же, кроме того что мы смотрели в окна, мы пели песни военных лет и пели песню «Беловежская Пуща», слушали гидов, осматривали достопримечательности. Ну и конечно же, когда дорога была долгой, из города в город, некоторые спали, а некоторые играли в игры или смотрели в окно.

Котова С., 6 класс

Подведем итоги:

Плюсы:

1. Самый главный плюс – это то, что узнали много интересной информации о войне. Побывали на местах сражения. Увидели всё своими глазами.

2. Очень хорошо, что информация чередовалась: то экскурсии о войне, то замки, Дудуки и т.д. Если бы все 5 дней были только экскурсии о войне, то в голове было бы очень много однотипной информации, поэтому запомнили бы меньше.

3. Удобно было, что утром нас автобус забирал, и весь день мы ездили на одном автобусе. Если бы передвигались сами, уставали бы сильно.

Минусы:

Только один минус был – это погода.

Шурыгина А., наш маленький большой друг

 

Заключительное слово:

Для нашей семьи 9 МАЯ – главный праздник, очень трепетно относимся к нему! Когда сестра сказала, что ваш класс собирается в эту поездку, я, не раздумывая, попросила узнать, можем ли мы с Аксиньей поехать тоже.  И очень рада, что у нас с дочкой была такая возможность. Мы узнали очень много нового о тех страшных днях истории нашей страны. На некоторых экскурсиях я не могла сдерживать слезы, так как слушать эти истории, читать надписи в Брестской крепости и в деревне Хатынь  спокойно, наверное, не сможет ни один человек. На Урале по-другому всё это воспринимается, так как на наших землях никогда не было таких жестоких боев и уничтожения мирного населения (и пусть никогда не будет). А там, когда видишь эти стены, изрешеченные пулями, то, конечно, по телу дрожь и ужас. Узнали много фактов, о которых не знали ранее. Например, что немцы планировали за 6 дней дойти до Свердловска, их цель была вся территория до Свердловской области. Очень было познавательно и эмоционально. Всем взрослым советую, дети, возможно, не до конца понимают глубину услышанного и увиденного.

Мы познакомились с новой страной, с новой культурой. Белоруссия показала себя с достойной стороны. Есть что посмотреть, причем, много памятников культуры, как исторического значения, так и современные. Чего только стоят их спортивные комплексы для каждого вида спорта!

Для меня было открытием их главное правило в орфографии: «Як чуецца, так i пiшацца» - как слышится, так и пишется. И, как следствие из этого правила, следующее: в слово может быть только одна буква «О»: «О» всегда под ударением, все остальные слышатся как «А», поэтому Масква, малако. Хотя нам это и режет глаз. Но было интересно и поучительно узнавать новое.

И обязательно стоит отменить организацию всей поездки. Всё рассчитано поминутно: во сколько встаем, во сколько выезжаем, во сколько какая экскурсия, во сколько, где и чем питаемся, подбор экскурсий, трансфер.  

Также был прекрасный коллектив, все доброжелательные и прекрасные люди, было приятно взаимодействовать, как с детьми, так и со взрослыми.

Я бы сказала, что вся эта поездка – один очень большой плюс! Пользуясь случаем, хочу ещё раз выразить огромную благодарность всем организаторам данного мероприятия. Всё было организовано на высшем уровне, всё продуманно до мелочей. Спасибо большое!

Ольга Викторовна Шурыгина, родитель

 

Дата: 
17.06.2019
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.