Вы здесь

Как я стала наставником. Заметки школьного психолога.

-A A +A
Версия для печати

Человек всю жизнь учится. Он так устроен.

Вот и я… – человек. Школьный психолог, работаю в школе давно.

И всю жизнь учусь.

Приходит время, и тебе говорят: «Теперь ты – НАСТАВНИК».

И в голове: Как? Уже?! УЖЕ?!!!!

-  Чем же я готов поделиться? Что я знаю такого, чего не знают другие?

Тут же мой внутренний скептик заворчал:

- Да и вообще, если уж речь зашла о моём приличном стаже и опыте, то я всё чаще мечтаю о той самой пресловутой, но такой заветной и недосягаемой «зоне комфорта».

Но реальность такова, что тебе определили группу в 4 человека, утвердили направление, тему, цели-задачи, назначили сроки, составили планы, и… без особых нежностей – вперед! Поехали! Ты теперь - наставник. И точка.

А внутри меня уже проснулся мой заскучавший исследователь и неугомонный первооткрыватель.

 И посыпались контраргументы:

- Во-первых, ты не одна, вас 8 таких везучих, которых определили в наставники.

- Во-вторых, вспоминай: сначала вас всех – будущих наставников  –  собрали, похвалили, сказали, что все вы опытные и успешные. И вы сами назвали темы, которые вам по душе.

- В-третьих, организовали обучающие занятия: подробно растолковали саму технологию наставничества, разъяснили, кто такие наставники, дали в руки раздатки, шпаргалки, опорные тезисы. Опять собрали, поучили, похвалили, поддержали, предоставили время и место для того, чтобы вы  пожаловались на загруженность и суету жизни. Потом убедительно и твердо констатировали факт, что пришло время наставников, а главное, что нам, действительно, есть чем поделиться. Ну и соблюли закон справедливости: в следующий раз  мы   будем учениками, а другие – наставниками.

В общем, всё по-честному, по-человечески. Так?

Да, это так и было.

А дальше?

А дальше мы пошли пробовать быть Наставниками. Время пришло.

Википедия: Наставничество.

«Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги профессионального и/или личного роста».

Относительно нашей группы школьных психологов, где я – наставник, почти все совпало: и про помощь в усвоении определенных  компетенций, и про особые отношения, и про профессиональное и личное развитие.

Получается, правильным курсом следуем, коллеги!  

Значит, идем дальше.

     Сфера применения моего профессионального опыта в проекте «Наставничество» – арт-терапия.  

Тема: «Снятие  психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ приемами арт-терапии. Техника активного воображения».

Актуальность: высокая потребность в умении снять психоэмоциональное напряжение у ребенка с ОВЗ в условиях обучающей среды, помочь ему справиться с переживаниями, показать ему безопасные приемы выражения «трудных» эмоций.

Формируемый  навык: уметь снять психоэмоциональное напряжение у детей, используя технику активного воображения с применением методов арт-терапии.

Особенностью данной техники является несколько позиций. 1. В естественной для ребенка деятельности (рисование, лепка, игра, упражнения с песком, рассматривание картинок, сочинение историй и т.д.)  психолог особым образом организует пространство и сам процесс немедицинской психологической терапии, придерживаясь правил безопасности,  эмоциональной доступности, используя приемы отражения и контейнирования, (т.е. вербальное или невербальное отзеркаливание актуального состояния ребенка и  умение выдерживать его сильные эмоции).  2. Это  позволяет ребенку встретиться со своими трудными непрожитыми состояниями, легализовать их, присвоить, поисследовать, т.е. сделать их хоть немного осознанными, чтобы начать процесс контроля над ними, чтобы эти эмоции не затапливали его и не выскакивали, как «черт из табакерки» в самый неподходящий момент.   3. В процессе терапии ребенку становится легче, свободнее, спокойнее. Появляются интерес и силы для познания, развития  и утверждения своего "Я".

В  момент исследования своего эмоционального состояния у каждого ребенка рождается своя история, она всегда неповторимая, всегда непохожая на предыдущую. Это еще одна из специфических особенностей  изучаемой нами техники. Поэтому очень важно  творчески подходить к этой работе, уметь гибко моделировать процесс терапии, идти за ребенком, помогать своему подопечному открывать то, что еще ни ему, ни нам до этого момента не было известно. Это не просто. Но это всегда немного волшебно.

Именно этому мы и стараемся научиться. Я не ошиблась, мы этому учимся вместе, и я в том числе.

У нас дружная и работоспособная команда. Мои коллеги -  пытливые, внимательные, ответственные и симпатичные люди. Мы очень стараемся сделать так, чтобы польза от наших встреч была максимальной.

 Все эффекты и результативность арт-терапевтических техник мы «испытываем» сначала на себе, погружаемся глубоко, и каждую из них пропускаем через себя. Чтобы понять, как они действуют, как происходит механизм встречи с эмоциями и последующее освобождение. И это не просто. Но интересно. И действенно.

Сейчас мы на этапе  использования на практике техники активного воображения с применением методов арт-терапии. Работаем с детьми: представляем, сочиняем, рисуем, анализируем, думаем, удивляемся, грустим и радуемся. И опять рисуем. Карандашами, фломастерами, красками и гуашью, цветными ручками и мелками. Составляем из рисунков и картинок  коллажи. Погружаемся в мир переживаний ребенка. Помогаем им находить «потерявшиеся» эмоции, поделиться тем, о чем трудно или невозможно было им раньше сказать.

И здесь очень важно нам самим уметь свободно погружаться в мир детства. Мы вспомнили про «каляки-маляки», мы представляем себя всем, что нас окружает: животными, растениями, явлениями природы, героями интернет-игр (куда ж без них). У детей это, конечно, получается гораздо  лучше, потому что все дети –  истинные Фантазеры и Художники, Путешественники во времени и пространстве, настоящие Волшебники. Им нужно только об этом напомнить, дать возможность быть Хозяевами своего бесконечно богатого Внутреннего Мира. И нам, взрослым, об этом тоже нельзя забывать, чтобы самим оставаться в чем-то детьми, и чуть-чуть Волшебниками.

Говорить без конкретных примеров об этом сложно, а по этическим соображениям сделать этого мы не можем, слишком личные переживания и чувства затрагивает наша работа. А вот на фото, которые мы постарались снять максимально тактично, кое-что видно. Если кому-то интересно, смотрите, пожалуйста.

А Мы пока идем дальше. Пожелайте нам удачи)))

 

P.S. В проекте «Наставничество»:

Моя команда - педагоги-психологи  

МБОУ «СОШ №29»  VI  вида      Федосейкина О.М.

МБОУ ООШ №34  VII вида  Буртняя Е.М., Якина  Ю.А.

МБС(К)ОУ «Школа интернат №37 VIII вида»  Тырыкина Н.А.

 С нами всегда рядом:

Профессиональная поддержка,  инициатор проекта и Наставник наставников - С. Н. Ланге, профессиональный психолог, начальник  информационно-аналитического отдела Управления образования.

Материальная поддержка -  Е.В. Волегова, директор МБОУ «СОШ№41».

Моральная и организационная поддержка -  администраторы наставничества:

директор школы МБОУ ООШ №34  VII вида  М. В. Кузнецова,

исполняющая обязанности  директора МБС(К)ОУ «Школа интернат №37 VIII вида»                       Э. В. Сысолятина

заместитель директора  МБОУ «СОШ №29»  VI  вида Н. И. Ильина,

заместитель директора МБОУ «СОШ№41»  Г.А. Ермакова.

Делилась впечатлениями – педагог-психолог МБОУ «СОШ№41»,

 наставник Т.А. Письменник

 

Дата: 
02.04.2019
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.