Вы здесь
«Ученье свет, а не ученье тьма»
Многие это выражение относят к юному поколению, но есть люди, для которых эти слова ̶ девиз. В данном контексте это относится к учителю истории МАОУ «Лицей», Ольге Борисовне Царевой, организатору и ведущей 3-х дневной стажёрской площадки «Школы Росатом», которая работала по теме: «Реализации принципа индивидуализации через организацию учебно-исследовательской практики в старшей школе».
Авторская программа стажировки была представлена 19-ти стажёрам, из 11-ти закрытых городов корпорации Росатом. Проходила она в городе Лесной, Свердловской области с 30 января по 1 февраля 2019 года.
Участие в этом мероприятии приняла наша коллега, социальный педагог и учитель истории МБОУ СОШ № 30, Елена Владимировна Кравченко.
В первый день стажёрская площадка стартовала в 9 утра. Участники начали работу над установлением дефиниций площадки и определением необходимых понятий. Самым сложным оказалось раскрытие определения «индивидуализации». Участники работали в парах, затем объединялись по четыре, шесть человек и в итоге, раскрыли значение данного определения все вместе. По их мнению, индивидуализация ̶ принцип организации образовательной деятельности при котором обучающийся проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, реализует собственные цели и отвечает за свой результат. Принцип индивидуализации м.б. использован в проектной деятельности, исследовательской, дистанционном обучении, при реализации индивидуального образовательного маршрута и т.д. В теоретической части стажировки, участники также познакомились с главными условиями работы данного принципа.
Во второй половине дня педагоги посетили стендовую защиту проектов, представленных обучающимися 10-з классов МАОУ «Лицей».
На двух этажах лицея было представлено около 50-ти проектов в сфере математики, филологии, истории, ИКТ, физики, химии, психологии, антропологии и т.п.
Главная задача участников стажировки заключалась в том, чтобы определить критерии оценивания уровня использования принципа индивидуализации при создании проекта (работе наставников с обучающимися). В ходе обсуждения все участники пришли к общему выводу, что для определения настоящих критериев они прибегали, в основном, к устному опросу: «Почему вы выбрали именно эту тему? Что удалось сделать? Чего не хватило? Какова роль вашего авторства в данном исследовании? и т.п.». Практически все ребята самостоятельно ставили перед собой задачи, находили пути решения и отвечали за свой результат.
В заключении первого была организована релаксация в виде мастерской стринг-арт. Под дружный стук молотков участники обменивались впечатления, обсуждали первый этап стажировки, и конечно же, благодарили Ольгу Борисовну, за огромный труд, предложенный опыт возможность с ним ознакомиться.
Не в этом ли и заключается принцип индивидуализации?
Во второй день участники стажировки проектировали ресурсы УИП в интернет-среде. Для создания «рабочей площадки» стажёрами были адаптированы такие сетевые ресурсы как: Вконтакте, Google+, Wix.com, Trello. Были обсуждены все «плюсы» и «минусы» данных интернет-ресурсов и сделаны заключения, что личный сайт и интернет-доска Trello обладают наиболее мобильными функциями для работы с обучающимися, в т.ч. для эффективного использования принципа индивидуализации.
После обеденного перерыва стажёры осуществили небольшую экскурсию в г.Верхотурье, полюбовались его зимними пейзажами, а также посетили исторические ансамбли женского Свято-Покровского и мужского Николаевского монастырей, созданных в начале XVII века.
На обратном пути обсудили предстоящий день, в котором необходимо было провести рефлексию для обучающихся – авторов проектов, применяя принцип индивидуализации. Совместно было решено дать выбор обучающимся через такие формы, как: «Незаконченное предложение», «Диаграмму», «Рисунок», «Фото пантомиму» и т.п.
В конце стажёрской работы (третий день) прошло обязательное мероприятие, обеспечивающее эффективную среду для УИП: технологии «запуска» УИП ̶ работа в технологии «openspace».
В заключении хочется отметить организацию стажировки: встреча на КПП, размещение в хорошей гостинице, вкусная еда, оригинальные кофе – паузы и т.д. И конечно же теплое гостеприимство хозяев и дружеская сплоченность участников, не оставила равнодушным никого. Теперь на карте Школы Росатома есть место, куда хочется вернуться!
Елена Владимировна Кравченко, МБОУ СОШ №30