Вы здесь

Актуальные вопросы современного биологического и экологического образования

-A A +A
Версия для печати

 

С 10 по 14 декабря на различных площадках Екатеринбурга и Свердловской области прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы современного биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС», организаторами которой были ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (географо-биологический факультет, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания) совместно с Корпорацией «Российский учебник».

На конференции рассматривались актуальные вопросы биологического и экологического образования в школе, вопросы организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология» и др. В работе конференции приняли участие ученые и методисты регионов Российской Федерации, учителя биологии и экологии регионов России и Свердловской области, руководители центров дополнительного образования экологической направленности.

Гости конференции: Георгий Лернер — кандидат педагогических наук, профессор, Александр Боголюбов — кандидат биологических наук, директор экологического центра «Экосистема», Сергей Суматохин — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии МГПУ, главный редактор журнала «Биология в школе», Светлана Исакова — главный методист по биологии корпорации «Российский учебник».

Участники конференции — более 300 учителей Свердловской области и 24 методиста-биолога из 17 регионов России (Камчатка, Башкортостан, Краснодарский край, Мурманская область, Тюменская область, Кемеровская область, Алтай, Саратовская область, Челябинская область, Омская область, Иркутская область, Пензенская область, Курганская область, Архангельская область, Белгородская область, Нижегородская область, Кемеровская область).

Наталья Овсянникова, заведующая кафедрой естественнонаучного образования Института регионального образования, представила доклад «О формах эффективных практик профессионального развития учителя биологии». В мире ежегодно растет объем исследований, в первую очередь в области медицины, биологии и связанных с ней наук. Востребованность этих знаний ощущают и школьники. Наталья Павловна назвала интересные цифры. Численность 11-классников, сдающих ЕГЭ по биологии, в Свердловской области имеет тенденцию к росту, в настоящее время это около 3500 человек, или 18 % от общего числа выпускников. Эта цифра совпадает со среднестатистической по Российской Федерации. Биология занимает 5-е место среди экзаменов по выбору, уступая обществознанию, литературе, физике и истории. Что касается ОГЭ в 9-х классах, биологию выбирает четверть школьников. Расширяется список профессий, востребованных в ближайшем будущем, и многие из них тоже связаны с биологией — с бионическими, биотехнологическими и другими подобными исследованиями. Логично предположить, что интерес школьников к этим направлениям тоже будет расти.

Однако существует немало проблем. Содержание образования зачастую не соответствует современному состоянию биологической науки. Учителям не хватает времени, мотивации и часто, к сожалению, квалификации, чтобы следить за новостями научного мира. Образовательный процесс имеет очень низкую эффективность в условиях, когда в 5-7 классах всего 1 час биологии в неделю. За этот час учитель успевает дать только самые общие сведения, а огромный массив практики, наблюдения за живой природой, экспериментирования остается «за кадром».

Георгий Исаакович Лернер перечислил недостатки учебного процесса, и первый из них — то, что он основан на заучивании, а не на понимании. Самые прочные знания — те, которые добыты самостоятельно. Сложность в том, что уровень профессионализма специалистов (и не только в школе) постепенно снижается. И это не только их вина, но и беда. Учитель настолько перегружен бумагами, отчетами, что ему некогда готовиться к урокам, некогда даже просто задуматься о смысле собственной деятельности. Основная причина их недовольства профессией — именно в хронической усталости и постоянном цейтноте. Учителей заботит и то, что биология из предмета, который требует глубокого погружения и понимания, превращается из-за тестов в «угадайку» и «попадайку», что проектная работа превращается в фикцию, что часа в неделю недостаточно для подготовки выпускников к ЕГЭ, что сама по себе подготовка к ЕГЭ превратилась в натаскивание и не способствует формированию научного мировоззрения, что выбор биологии (и любого другого предмета) на ЕГЭ в последний момент, исключающий возможность нормальной подготовки, ставит учителя в крайне уязвленное положение и даже может служить инструментом манипуляции и мести «нелюбимому» учителю (поскольку ЕГЭ, сданные на 0 баллов, портят личные показатели педагога).

На все эти вопросы Георгий Лернер дал ответы, далеко не всегда ожидаемые. ЕГЭ — не инструмент формирования научного мышления, а просто способ проверить сформированность этого мышления в предшествующие годы, над формированием мировоззрения ребенка должна дружно и согласно работать вся команда предметников естественнонаучного цикла. Над недостатками отдельных заданий ЕГЭ работа идет, они постепенно устраняются.

В работе конференции приняла участие директор МБУ ДО «ДЭБЦ» Наталья Викторовна Косажевская и поделилась опытом работы, выступив с докладом на секции  « Эколого-натуралистический и  краеведческий подход в дополнительном и школьном образовании».  Доклад был отмечен благодарственным письмом.

В рамках конференции состоялись экскурсии в специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета первого Президента России Б.Н. Ельцина (СУНЦ УрФУ), отделение экологического образования ГАНОУ СО «Дворец молодежи», ботанический сад УрО РАН, ГБУ СО природный парк «Бажовские места». Посетили областной и городской экологический центры дополнительного образования детей, приняли участие в круглом столе в  центре мониторинга хищных птиц «Халзан» с посещением вольеров с волками. Встретились с сотрудниками визит-центров и методистами природных парков Свердловской области.

Конференция позволила перенять опыт «дальних» коллег, определить свою ближайшую траекторию развития.

 

Дата: 
20.12.2018
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.