«Псикреты» для взрослых и детей | Управление образования

Вы здесь

«Псикреты» для взрослых и детей

-A A +A
Версия для печати

«Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова»

Булат Окуджава.

Поговорить по душам в наше стремительное время – огромная роскошь. А если разговор этот между педагогами и их учениками, то  представить такое редкое явление и подавно сложно. Поэтому школьные психологи стараются не упустить такую возможность при любом удобном случае.

В этом году традиционный информационно-методический марафон    «Неделя психологии в образовательных организациях» проходил на тему: «Психологическое сопровождение взаимодействия в диаде педагог - ребенок». Чем вам не случай  для неформальной встречи учителей и обучающихся? Тем более, что событие  это  организовано на территории, где действуют специальные правила общения, вполне себе  человеческие и даже приятные: открытость, безопасность, уважение и  поддержка!

25  апреля в МБОУ «СОШ №41» состоялась именно такая встреча. Мы пригласили взрослых (социальные роли которых  – заместители директора, учителя-предметники, классный руководитель)  для разговора по душам в класс, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (социальная роль у них в школе - обучающиеся с  ОВЗ). К счастью, в этот день  все неожиданно пришли на наше мероприятие без статусов. То  есть,  гостей встречали  подростки 11-12 лет: стильные, подвижные, остроумные, а педагоги заходили в аудиторию  слегка смущенные и непривычно послушные: садились туда, куда им было предложено, делали все, что предлагалось, некоторые даже иногда краснели и вздыхали. Проводила беседу школьный психолог,  ваш покорный слуга – Т. А. Письменник. (социальный статус – «ну ты ж психолог!» был оставлен на время в кабинете под присмотром технички Марии Ивановны).

Называлась наша встреча  «Псикреты» для взрослых и детей». Ребята первыми расшифровали и догадались, о чем пойдет речь: о психологических секретах здесь присутствующих. Тут  наши милые взрослые совсем притихли, и даже стали как-то поменьше ростом, кто-то из них  попросился выйти, кто-то срочно вызвался быть фотографом (спасительная социальная роль-выручалочка). А дети лукаво на них посматривали и рвались в бой.

Участникам была предложена социальная психологическая игра Гюнтера Хорна (по версии российских    психологов  Е. Хеллингер-Трофимовой и С. Сенатской) «Псикреты».

Не будем вдаваться в подробности, скажем коротко: в процессе игры каждый участник  с помощью специальных карточек, на которых написаны распространенные утверждения (типа: я не люблю мыть посуду, я стараюсь не обижать животных, иногда я забываю чистить зубы и т.д.) мог презентовать себя другим, выбирая из колоды только те, которые подходят ему. Из отобранных фраз составлялся краткий рассказ о себе. Участники работали в малых группах по 4-5 человек. Цель игры: в неформальной обстановке узнать друг о друге, да и о себе тоже,  что-то новое, выходящее за рамки своих социальных ролей ученика и учителя. И все это для того, чтобы отношения наши становились более открытыми, взгляды теплее, а улыбки искреннее.

Так учителя про Ваню узнали, что он не любит фильмы, «где всех убивают», а про Катю, что она хотела бы быть единственным ребенком в семье и очень не любит мыть посуду за младшими братьями и сестрами, а Маше скучно ходить медленно. Детей же удивил тот факт, что взрослые любят сладости, радуются, что их родители гордятся успехами своих взрослых чад, и не любят по утрам рано вставать.

Потом участники все вместе рисовали себя в образе цветов, деревьев и животных, делясь впечатлениями от увиденного чего-то нового в себе и в других, обходя формальные и привычные представления стороной.

Из рисунков детей и взрослых получился символический образ-сад, где растут чудо-деревья, благоухают фантастические цветы, порхают яркие бабочки, и даже есть свой вожак стаи – волк с рыжей мордой, гордо сидящий на утесе. И так было важно в тот момент всем понять, что этому вожаку иногда приходиться защищать свою стаю даже ценой нарушения дисциплины на переменах и на прогулках в школьном дворе, и что ему случается громко «рычать» и «покусывать» расшалившихся членов своего клана. И если ты в душе огромный рыжий волк, то это не значит, что ты обязательно мальчик…  Ведь для девочек это тоже вполне себе нормально))).  И все с этим согласились. И взгляды стали теплее, а улыбки искреннее.

Вот такой получился у нас разговор по душам.

Из отзывов детей: «Так было весело и интересно, мы еще хотим!»

Из отзывов взрослых: «И совсем было не страшно секретничать, как будто в детстве побывали. Для взрослых это и безопасно, и очень полезно».

Иногда быть самим собой бывает не так уж и просто, да…

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №41» Письменник Т.А.

 

Дата: 
16.05.2018
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.