Вы здесь

Образовательная стажировка в Голландии

-A A +A
Версия для печати

С 27 марта по 1 апреля 2017 года  педагоги детского сада №54 Светлана Викторовна Пантелеева, Ульяна Игоревна  Рыболовлева  и Ирина Николаевна  Чернышкова  посетили  стажировку в Нидерландах. Это образовательное событие было организовано Институтом проблем образовательной политики «Эврика» для педагогических и руководящих работников детских садов инновационной сети  «Школа Росатома», в которую входит «Звёздочка».

Перед участниками стажировки была  поставлена задача позиционной рефлексии событий  через «экспертные очки». С  их помощью нужно  было рассмотреть особенности организации  жизнедеятельности  в детских садах Голландии.  Представители каждого детского сада сети «Школы Росатома» ежедневно примеряли на себя  разные очки: «предметно-развивающая среда», «игра как ведущая деятельность дошкольника», «событийная педагогика», «детская инициатива», «познавательное развитие». «взаимодействие взрослого и ребенка».

Вот как описывают свое путешествие участники стажировки. «В первый день, вооружившись волшебными "игровыми очками", мы  отправились изучать игровое пространство  г. Лейдена.  Утром наша  делегация имела уникальную возможность познакомиться и пообщаться с представителями Международной ассоциации "Step by Step Association".  Программа «Steр by Step" построена на теоретических положениях работ   известных педагогов и психологов,  в том числе Л.С. Выготского. Уже 70 центров по всему миру поддерживают идею важности игры в дошкольном возрасте. Кроме того, эксперт в области образования Фред Кулик на встрече с коллегами подтвердил, то, что вся деятельность с детьми с 4 до 5 лет в Голландских школах проходит именно в игровой форме.  Также в этот день участники стажировки примерили роли учеников далекого прошлого: они увлеченно писали пером, сидели за партами, ставили себя на место провинившихся учеников. 

Так как посещение детского центра в первый день  не предусматривалось, была вероятность того, что "картинка игры" будет не полной. Но нам  повезло! Гуляя по улочкам прекрасного Лейдена, мы увидели детский сад. Несмотря на вечернее время, малыши не спешили покидать песочницу и домик на игровой площадке. В домике развернулся игровой сюжет, и родители с удовольствием присоединились к игре детей под одобрительные взгляды воспитателей.

Второй день нашей исследовательской образовательной экспедиции  мы провели в очках "событийной  педагогики". День был насыщен яркими событиями: встреча с представителями школы - центра Brede Buurt, наблюдения за деятельностью детей и педагогов, прогулка по Гааге, поездка на побережье Северного моря, экскурсия в парк  «Madurodam».

Работу центра  администрация и педагоги строят, исходя из специфики окружающего социума и людей, которые здесь проживают. Социальная политика школы заключается в том, что  дети разных слоев общества и национальностей  могут развиваться в равных условиях. У всех участников образовательного пространства  есть уникальная возможность привнести в жизнь класса и центра свою индивидуальность, особенности национальной культуры, знания об окружающем мире, нравственные представления. Несомненно, это является хорошим потенциалом для проживания детьми, педагогами и родителями центра ярких событий: коммуникативных, когнитивных, творческих и социальных.

Во время прогулки  по г.Гааге, мы  рассматривали  городскую инфраструктуру,  как образовательную среду для дошкольников. На наш взгляд, памятники архитектуры, ландшафт,  атмосфера города способствуют гармоничному восприятию мира, разностороннему развитию личности, интеллекта и успешной социализации детей.

Незабываемые впечатления на нас произвел парк «Madurodam».  Все мы родом из детства, и иногда так хочется туда вернуться! Мы почувствовали себя детьми, попавшими в сказку.  Этот парк - уникальная возможность для детей окунуться в историю своей страны, познакомиться с достопримечательностями и особенностями архитектуры Голландии.  Для маленьких посетителей здесь предусмотрены  разные виды активности: игровой, познавательной, исследовательской. Особенно трогательно было наблюдать, как дети вместе с родителями проживают совместные открытия и обмениваются впечатлениями.

В третий день стажировки, в  очках "детской инициативы" мы спешим в яркий, шумный, неординарный Амстердам! Нас ждет встреча с представителями центров  «Hestia»  и  «De Stads Hoeve». В центре по уходу за детьми «Hestia» мы внимательно  наблюдаем за  взаимодействием детей и взрослых, изучаем условия для поддержки детской инициативы. Отмечаем, что поддержка  детской инициативы организована на уровне государства. В Голландии, конечно, существует представление о том, какими навыками должен обладать ребенок-дошкольник, но средства для достижения этого стандарта учреждение выбирает самостоятельно. Проявление индивидуальности и самостоятельности поощряют и педагоги центра «Hеstia». По их убеждению,  чем свободнее ребенок от навязывания стереотипов, тем больше у него перспектив в развитии.  Каждый ребенок может стать образованным, но каждый - своим путём. При этом задача педагога - разглядеть и поддержать  индивидуальность ребенка.

Именно это нам удалось разглядеть сквозь призму «экспертных очков». В одном из помещений центра малыши трех-четырех лет развернули конструктивную деятельность, в ходе которой охотно взаимодействовали друг с другом. Несмотря на то, что степень активности при этом у каждого была своя,  интерес  к процессу возведения построек не угасал. Мы акцентировали свое внимание на роли педагога  в данной образовательной ситуации. Воспитатель заняла позицию наблюдателя, поддерживая детей   невербально. Такая позиция, несомненно,  формирует в ребенке желание быть инициативным и самостоятельным. Умение педагога сдержать порыв вмешаться,  не оказывать помощь  и не давать образец, способствует тому, что каждый ребенок будет развиваться в своем темпе и в соответствии со своими потребностями.

В предметно-развивающей среде помещений центра эти принципы были менее заметны, чем в позиции педагогов. Нам показалось, что дети могли бы быть более свободными и инициативными в выборе, если бы атрибуты для деятельности  были более доступны, а игровой и развивающий материал - разнообразнее. Администрация и педагоги центра поддерживают и инициативу родителей. Поощряется желание делиться с другими детьми информацией об особенностях своей культуры, например, учить готовить национальные блюда, складывать оригами и др.

Второй центр, который мы посетили «De Stads Hoevе», функционирует при действующей ферме. Дети имеют возможность присутствовать и по желанию принимать участие в процессе  ухода за животными и выращивания овощей. В центре не существует жесткой регламентации деятельности детей, они свободны в выборе дела. Им не обязательно "трудиться» на ферме, можно гулять, общаться, придумывать игры, но, по словам педагогов, большинство из детей проявляет наибольший интерес к наблюдению за животными. Воспитанники с удовольствием помогают взрослым ухаживать за овечками, коровами, лошадьми, а педагоги всячески поддерживают эту инициативу, при  этом, не давая поручений, но поддерживая эмоционально.

Вовремя подхваченная педагогом детская инициатива развивается в дальнейшем в умение понимать себя и свои потребности, оценивать возможности, нести ответственность за свои действия. Детям современной Голландии, как и России, впрочем, очень не хватает общения с животными и природой. Некоторые дети здесь впервые знакомятся с животными так близко. Центр «De Stads Hoevе», на наш взгляд, уникален, было бы здорово, чтобы такие центры появились и в России.

Четвертый день нашего пребывания в образовательной среде Голландии. Мы, вооружившись очками "когнитивное развитие" отправились в школы города Утрехта. В одном из детских центров мы увидели, что познавательному  развитию ребенка способствует среда группы и группового участка, это  видно невооруженным глазом, а в  волшебных очках - тем более. Центры групп имеют  достаточное количество разнообразного материала, доступного детям.  В подтверждение того, что в группе развернулась проектная деятельность "Весенние цветы", мы увидели высаженные детьми растения в группе и на улице. Наблюдали за тем, как малыши двух лет добивались определённого цвета путем смешивания красок, затем изображали цветы разными способами.

Второй центр, в котором мы побывали, посещают, в основном, дети эмигрантов, поэтому основная задача центра - обучение языку и адаптация к новым социальным условиям. Развитие когнитивных способностей происходит через расширение словарного запаса, развитие связной речи и обучению коммуникации. Познавательное развитие осуществляется с помощью совместной игры и индивидуальной работы, в которых используются различные развивающие пособия. Педагоги центра строят образовательную деятельность в соответствии с программой и встраивают в нее различные тематические блоки. Все успехи детей отмечаются в карте наблюдений. Педагоги проводят специальный мониторинг  когнитивного и речевого развития детей, опираясь на возрастные нормы. При этом специальные тесты не проводятся, анализ осуществляется на основе наблюдения.

В третьем центре фокус очков был  направлен на профессиональные действия педагогов по развитию когнитивных способностей. Отмечена позиция педагогов дать ребенку возможность самостоятельно делать пробы и ошибки при решении трудных задач.

Последний, к сожалению, день в Голландии, и последняя возможность понаблюдать за взаимодействием взрослых и детей в этой стране. К счастью, мы  в нужных очках! Отправляемся в центр «Samen Childcare» в Гааге.

В центре нам рассказали, что в Голландии существуют строгие нормы, регламентирующие, сколько педагогов работает с определенным количеством детей. Для возраста  2-4 лет должно быть 2 педагога на 16 детей, от 0 до 1 года - 1 педагог на 4 детей, но в настоящее время идут дебаты о том, чтобы детей этого возраста было не больше трех.

Главный девиз этого центра: " Помоги мне это сделать самому". Философия центра основана на убеждении, что каждый человек уникален от рождения, каждый обладает уникальными  способностями, и задача педагога - создать среду, в которой эти задатки смогут развиться максимально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно, ощущал себя в безопасности. Наибольшее впечатление произвели на нас открытость, доброжелательность и эмоциональность педагогов центра, которые в буквальном смысле ползают вместе с детьми, играют, проживают совместно какие-то события. Детям комфортно рядом с такими педагогами. Они открыто идут на контакт с взрослыми, любят их и, главное, доверяют. В Голландии детям с детства предоставляют возможность выбора: дети свободны в выборе деятельности, способов  решения задачи, изменения среды, постановке образовательных задач».

Во взаимодействии с детьми главная позиция взрослого - наблюдение, потому что педагогу важно понимать, какими способностями и интересами обладает ребенок. Ведь чтобы все делать самому, нужно понимать, на что ты способен. Педагоги фиксируют достижения ребенка в развитии когнитивных способностей, навыков общения и социальной адаптации, отмечают его предпочтения и трудности. Это позволяет создать максимально комфортные условия для детского развития, не опережая его и не ограничивая.

Команда  педагогов МБДОУ ЦРР ДС № 54.

 

Дата: 
06.04.2017
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.