Вы здесь

В гости к САПР и ЧПУ

-A A +A
Версия для печати

31 марта ученики 8а класса лицея №39 в рамках будущей недели математики и информатики посетили учебные мастерские кафедры технологии машиностроения и машин и аппаратов химических производств  Озерского технологического института НИЯУ МИФИ. Заведующий кафедрой, доцент, кандидат технических наук Комаров Андрей Анатольевич рассказал об истории института и кафедры.

Вот интересные факты из истории: «Литье, ковка, штамповка – процессы, подвластные человеку уже тысячи лет (раскопки «иртяшских городищ» говорят об использовании такой обработки металла у нас на территории Озерска уже две тысячи лет назад, а знаменитое Каслинское литье было удостоено Главного приза (Гран-при) на Всемирной выставке в Париже в начале 20 века – сто лет назад. Обработка резанием на станках насчитывает три столетия (первый станок – токарный – был создан Андреем Нартовым, личным механиком Петра 1 и хранится сейчас в Государственном Эрмитаже). Сварка, порошковая металлургия насчитывают сотню лет, а лазерная обработка ведет свое исчисление с работы академиков Басова и Прохорова, удостоенных в 1962 г. (ровно полвека назад) Нобелевской премии».

Затем началось самое интересное. Нас повели в мастерские. Ребята познакомились с основными приемами и принципами обработки металлов. Техник Маклаков Андрей Иванович показал работу «Чебурашки»- так ласково в мастерских называют огромный автомат для обработки металлов давлением, его огромные «уши» действительно напоминают популярного героя мультиков. Изготовление профильной заготовки сопровождалось грохотом - этот станок работает очень шумно.

Ребята перешли в отделение точечной сварки «холодным способом». Андрей Анатольевич рассказал о состояниях вещества, сравнил температуру сварки (6 000 градусов!) с температурой на поверхности Солнца (5 000 градусов!). И вот на наших  глазах за 6 секунд автомат сделал сварной шов. Даже черные очки не пришлось надевать - всё происходило «под колпаком». Ребята сравнили швы, выполненные вручную и автоматом. Качество швов, выполненных автоматом, победило.

Следующий этап экскурсии - токарный станок. Сущность токарного мероприятия лежит в снятии лишнего металла с заготовки и доведение будущей детали до нужных параметров или необходимого типа поверхности.  Андрей Иванович показал его работу: за полторы минуты станок обработал 6 поверхностей! Всё-таки в возникновении стружки из-под резца есть что-то завораживающе…

И, наконец,  мы подошли к тому участку мастерских, рассказа о котором мы ждали с самого начала. Ведь не зря же экскурсия состоялась на уроке информатики! Это участок  оборудован станками  с числовым программным управлением (ЧПУ) и учебными системами  автоматизированного проектирования (САПР), позволяющими с помощью компьютера конструировать изделие.  Андрей Анатольевич рассказал о промышленных роботах, принципах их создания и «обучения». Затем учебный робот перенес деталь с одного места на другое. Робот - пневматический, поэтому его работу сопровождали необычные звуки-так работает сжатый воздух.  Затем другой робот произвёл токарную обработку детали - он выточил пешку из шахматного набора фигур. Работа робота сопровождалась пояснениями студентов института. Оказывается, токарный станок и 3D-принтер-противоположности: станок снимает всё лишнее, чтобы получить результат, а принтер-от нуля наращивает материал, чтобы получить результат.

В завершении Комаров Андрей Анатольевич пояснил, что основной сферой деятельности выпускников являются предприятия атомной отрасли  Озерска, в первую очередь ФГУП «ПО «МАЯК». Они могут работать и на других предприятиях и организациях города и региона, имеющих в своем составе машиностроительный цикл.

Ученики лицея, увлеченные современными  технологиями, были очень рады посетить лаборатории кафедры и хотели бы побывать там вновь.

Учитель информатики Мишина И.Н.

 

Дата: 
08.04.2016
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.