Вы здесь

Муниципальные дни естествознания - 2016

-A A +A
Версия для печати

Вот уже четыре года подряд в конце марта  МБОУ «Лицей №39» организует и проводит Муниципальные дни естествознания.

Зародилось это мероприятие «в недрах» предметных лабораторий химии (руководитель Н.А.Гудкова) и физики (руководитель Е.В. Порошина) лицея.  В 2013 году проходило скромно в два дня. Так и называлось  «День химии» и «День физики».

С 2014 года формат мероприятия и название изменились. Насыщенная программа Муниципальных дней естествознания включает самые разные мероприятия с целью выявления и развития у обучающихся  образовательных учреждений Озёрска интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности по естественнонаучным дисциплинам, стимулирования интеллектуального потенциала. Особенно актуально это в условиях реализации на территории Челябинской области Концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП». Немаловажным моментом является укрепление сотрудничества между школами и дошкольными образовательными организациями Озёрского городского округа, объединение усилий педагогов для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе. Руководители предметных лабораторий и администрация лицея №39 активно приглашают к участию муниципальные методические объединения учителей химии и физики,  шефов лицея №39 – специалистов и ученых Центральной заводской лаборатории ФГУП «ПО «Маяк». Одной из задач Муниципальных дней естествознания является профориентационная работа. Очень важно рассказывать подрастающему поколению о профессиях, которые востребованы в Озёрском городском округе и в регионе. Ведь не секрет, что быть успешным – значит вписаться в систему приоритетов!

         С 10 по 17 марта 2016 года в рамках Муниципальных дней естествознания было проведено 18 мероприятий, большая часть которых проходила впервые в новом здании лицея №39.

         Самыми юными участниками стали воспитанники МБДОУ ДС №1 (СП «Лукоморье») и МБДОУ ДС №43.  Они побывали:

  • на уроке «Занимательная физика» (учитель физики Порошина Елена Владимировна);
  • на практическом занятии «Конструируем вирус» (учитель биологии Гудков Николай Васильевич);
  • на информационно-исследовательском занятии «Химический калейдоскоп» (учитель химии Гудкова Наталья Александровна);
  • на информационно-исследовательском занятии «Чудеса в пробирке» (учитель химии Гудкова Наталья Александровна).

В лабораториях физики и химии малыши не только смотрели увлекательные опыты, но и сами принимали в них активное участие, ставили эксперименты. Любознательные мальчишки и девчонки наперебой отвечали на вопросы учителей.  Из лицея «юные любители физики и химии» ушли с новыми впечатлениями и знаниями.

Специалисты и учёные ЦЗЛ провели большую просветительскую и профориентационной работу, приобщили озёрских школьников к науке и рассказали о некоторых направлениях деятельности ФГУП ПО «Маяк». Перед ребятами выступили:

  • Машкин Александр Николаевич, начальник лаборатории ЦЗЛ ФГУП «ПО «Маяк», лекция «Переработка облучённого ядерного топлива»;
  • Старовойтов Николай Петрович, руководитель группы  ЦЗЛ ФГУП «ПО «Маяк», Дудкин Владимир Алексеевич, инженер, лекция «Применение современных приборов термического анализа для решения вопросов обеспечения взрывопожаробезопасности»;
  • Слюнчев Олег Михайлович, руководитель группы  ЦЗЛ ФГУП «ПО «Маяк», лекция «Новые технологии очистки растворов от различных загрязнений»;
  • Козлов Павел Васильевич, руководитель группы  ЦЗЛ ФГУП «ПО «Маяк», лекция «Технология переработки радиоактивных отходов».

Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ оказал помощь коллегам из лицея №39 в проведении Муниципальных дней естествознания. Заведующий кафедрой физики Лисицын Сергей Григорьевич и преподаватель Леонтьева Наталья Владимировна провели семинар для учителей физики Озёрского городского округа «Новые возможности лабораторий ОТИ НИЯУ МИФИ», представили новейшее демонстрационное оборудование, которым оснащена кафедра. Педагогам было невероятно интересно познакомиться с новинками, поскольку эксперимент является важной составляющей современного  обучения физике. Представленные эксперименты были зрелищными и познавательными. Кроме того, и обучающимся 10 классов озёрских школ также посчастливилось побывать на экскурсии по лабораториям физики ОТИ НИЯУ МИФИ.

Для учителей физики было  проведено ещё одно мероприятие. Порошин Олег Владимирович провёл семинар «Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся», где поделился опытом своей работы с лицеистами.

В рамках методического марафона городского объединения учителей химии Гудкова Наталья Александровна пригласила педагогов и обучающихся 11 классов на совместную подготовку к ЕГЭ. В 2012 году была предложена новая форма задания С2  в виде текста, описывающего последовательность экспериментальных действий, которые нужно превратить в уравнения реакций. Трудность подобных  заданий мысленного эксперимента состоит в том, что школьники не всегда хорошо представляют себе практическую химию, не могут правильно определить описанные в задании процессы. В последние годы в заданиях С2 стали часто встречаться реакции по теме «Соединения хрома и марганца». Участники семинара-практикума разделились на группы теоретиков, практиков и виталистов.  Они углубились в теорию вопроса, провели пять опытов с реакциями, которые характеризуют свойства данных веществ, посмотрели качественные реакции на некоторые соединения хрома и марганца, обсудили  значение этих химических элементов в жизни человека.

Помощь в подготовке к итоговой аттестации получили и ученики 9 классов. Учитель физики Порошина Елена Владимировна провела практикум по решению экспериментальных задач  ГИА. Участникам тренинга были предложены экспериментальные задачи разных типов. В процессе решения выяснилось, что ученики достаточно хорошо владеют теорией, знают законы и формулы, однако испытывают затруднения в их практическом применении: сборке экспериментальных установок, электрических цепей, представлении полученных данных в виде таблиц или графиков. Робкие в начале занятия, в процессе тренинга девятиклассники оживились, задали много вопросов и активно участвовали в разборе задач.

Интеллектуальные игры и турниры являются неотъемлемой частью Муниципальных дней естествознания. Учителями физики и географии были проведены:

  • Игра-конкурс «Сигма+Веди» для обучающихся 8 классов (учитель физики и математики МБОУ СОШ №24 Титова Наталья Михайловна), где ребята показали сумму своих знаний по физике. Пять команд из школ № 23, 24, 25, 30 и 36 состязались в стенах лицея №39 в знании физических законов,  биографий их авторов, умении собирать электрические цепи и прочих тонкостях физики.  Участники игры проявили смекалку и продемонстрировали эрудицию в разных конкурсах. Особенно понравился «Аукцион», в котором нужно было дать как можно больше характеристик предложенному физическому прибору.  Итоги игры: I место - МБОУ «Лицей №23», II место – МБОУ СОШ №24, III место – МБОУ СКОШ №36.
  • Игра-конкурс «Удивительный мир: попробуй объясни» для обучающихся 7 классов (учитель физики МБОУ СОШ №32 Жинкина Евгения Владимировна), где участникам пришлось объяснять явления, происходящие вокруг. Состязались команды  из школ №21, 27, 32, 38, 39. Встретили юных физиков пираты, которые предложили вместе с ними найти клад. Каждая команда  получила карту, по которой двигалась от одного испытания к другому. Ребята очень старались и переживали, применяя свои знания, иногда ошибались, сомневались, но были увлечены поисками сокровищ.  Пройдя все испытания, школьники выяснили, что клад – это те знания, которые они получают,  изучая науки.  Пока жюри подсчитывало полученные баллы, командам было представлено научное шоу, подготовленное старшеклассниками школы №32. Удивили всех присутствующих опыты с бурлящими несмешивающимися жидкостями , пеной,  извергающейся из бутылки, и неньютоновской жидкостью. Итоги игры: I место - МБОУ СОШ  №32 и МБОУ «Лицея №39», II место - МБОУ СОШ №21 и №27, III место - МБОУ СОШ №38.
  • Экологическая игра «Хранители воды» для обучающихся 8 классов (учитель географии МБОУ «Лицей №39» Барышева Ольга Рудольфовна), где за звание Водного знатока сражались команды школ № 22, 24, 29 и 32.  В преддверии Всемирного дня воды (22 марта) ребята в интересной игровой форме узнали об использовании водных ресурсов, о простых, но действенных, способах экономии воды в быту. Победителем стала команда «Волга» МБОУ СОШ № 32. На память о мероприятии все участники игры сами себе изготовили покетмоды – карманные книжечки «Водяные выходные», где содержатся простые домашние задания по водосбережению.

Не осталась в стороне и биология! Учитель МБОУ «Лицей №39» Гудков Николай Васильевич провел инновационное исследовательское обучение по молекулярной биологии и биохимии для учеников 10-11 классов по теме «Выделение ДНК: гены на ладони». Во время занятия ребята выделили из своего организма ДНК, визуально оценили эту сложную структуру, поместили ее в специальный кулон и забрали с  собой на память.

В феврале 2016 года сборная команда лицеев №23 и №39 «My little Полоний» под руководством учителей Гудковых Николая Васильевича и Натальи Александровны приняла участие во II Межрегиональном химическом турнире, который был организован химическим факультетом и факультетом  наук о материалах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В состав озёрской сборной команды   вошли три ученика МБОУ «Лицей №23» (Рачицкая Карина (капитан), Сычёва Полина, Замахов Илья) и  два ученика МБОУ «Лицей №39»  (Иванов Павел и Галиуллин Тимур).

Для всех желающих педагоги и члены команды «My little Полоний» рассказали об особенностях участия в турнире, о специфике турнирных задач, об их решениях, дали полезные советы будущим участникам. Ведь турнир по своей форме не является ни олимпиадой, ни конференцией, хотя сочетает в себе черты и того, и другого. Химический турнир – это интеллектуальное, творческое состязание, в котором обучающиеся должны продемонстрировать умение решать сложные, нестандартные химические задачи или научные проблемы, убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях – химических боях.

Идея участия в турнире вызвала большой интерес у обучающихся 9-10 классов озёрских школ. Многие из них заинтересовались этим турниром, хотели бы попробовать свои силы в следующем году.

Незаметно пролетели шесть муниципальных дней естествознания, организованных предметными лабораториями физики и химии МБОУ «Лицей №39».  Очень надеемся, что эти дни стали для его участников настоящим праздником знаний.

Благодарим всех участников нашего проекта!

Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №39» Гудкова Н.А.

 

Дата: 
24.03.2016
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.