Вы здесь

Химический турнир как форма работы с одарёнными и перспективными детьми

-A A +A
Версия для печати

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает у школы выпускника мобильного, инновационномыслящего, способного эффективно работать и в команде, и самостоятельно. Таким образом, нужна личность с творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи.

Вызубрить учебник можно научить практически каждого ребенка, а вот научить его думать и искать нестандартные решения современных научных проблем значительно труднее. Безусловно, после окончания школы и вуза в более выигрышном положении окажутся те дети, которые умеют думать не по шаблонам. Именно они будут в дальнейшем двигать науку.

Одним из звеньев системы по работе с одарёнными и перспективными детьми является химический турнир или иначе турнир юных химиков. Последние четыре года на базе предметной лаборатории химии МБОУ «Лицей №39» осуществляется подготовка команд химических турниров.

В 2013 году две команды лицея №39 приняли активное участие в IV Открытом Турнире юных химиков Новосибирской области и в VIII  Всероссийском химическом турнире школьников в Санкт-Петербурге.

В 2014 году команда лицея №39 побывала на IX Всероссийском химическом турнире школьников в Санкт-Петербурге.

В 2015 году по инициативе учителей химии Ивановой Татьяны Николаевны и Гудковой Натальи Александровны на базе предметной лаборатории химии была создана сборная команда лицеев №23 и №39 города Озёрска, которая приняла участие в V Московском химическом турнире. Широкий географический охват и большое количество желающих участвовать в турнире привели к необходимости изменить и расширить его формат. На церемонии закрытия организаторы официально объявили  V Московский химический турнир I Межрегиональным химическим турниром.

С 3 по 6 февраля 2016 года сборная команда лицеев №23 и №39 под руководством учителей Гудковых Николая Васильевича и Натальи Александровны приняла участие во II Межрегиональном химическом турнире. В состав озёрской сборной команды «My little Полоний» вошли три ученика МБОУ «Лицей №23» (Рачицкая Карина (капитан), Замахов Илья, Сычёва Полина) и два ученика МБОУ «Лицей №39» (Галиуллин Тимур, Иванов Павел). Готовиться к турниру команде  помогали  ученики МБОУ «Лицей №39» Смирнов Михаил и Левченко Фёдор.

Межрегиональный химический турнир был организован химическим факультетом и факультетом  наук о материалах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а также национальным центром непрерывного естественно-научного образования. В этом году все задачи были посвящены теме «Химия и космос». Попасть на турнир можно двумя способами – через региональные или заочные этапы! Региональные этапы прошли в 13 городах России: Якутске, Омске, Кирове, Воронеже, Белгороде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Москве, Самаре, Нижневартовске и Тобольске. Они охватили 150 команд и свыше 800 школьников. По результатам отбора на финальный этап были приглашены 15 команд. К участию в заочном отборе  турнира зарегистрировалось ещё более 1700 школьников из 54 регионов России, а также Беларуси, Казахстана, Сербии, Туркмении и Украины. Всего по результатам отборочных туров на финальный этап в Москву были приглашены 32 команды (172 школьника). Уральский федеральный округ представляли две команды - из Нижневартовска и Озёрска. Наша команда попала на турнир через заочный отбор.

Озёрские школьники достойно представили свой регион, родные лицеи и своих учителей,  показали оригинальные решения, способность мыслить творчески и нестандартно. Капитан команды, ученица 11 класса МБОУ «Лицей №23» Рачицкая Карина буквально поразила жюри своей активностью, готовностью к научной дискуссии, стремлением поддержать коллег по команде, за что была награждёна почётной грамотой турнира.

Но что же такое химический турнир?

Химический турнир – это интеллектуальное, творческое, познавательное и очень увлекательное состязание, в котором учащиеся должны продемонстрировать умение решать сложные, нестандартные химические задачи или современные научные проблемы, доказывать свою правоту, убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях – химических боях. Не последнюю роль играет и построение  стратегии боя!

Турнир по своей форме не является ни олимпиадой, ни конференцией, хотя сочетает в себе черты и того, и другого. Сам принцип участия и подготовки к турнирам очень резко отличается от подготовки к другим видам ученических состязаний и значительно сложнее.

Первое и, пожалуй, самое главное отличие химического турнира от олимпиады – это тип задач. Задачи турнира носят «открытый» характер, то есть, в отличие от олимпиадных заданий, у них нет заранее продуманного решения. По тематике задач часто можно найти большое количество различной литературы, но найти прямой ответ, как правило, невозможно. А для некоторых задач автор и сам не знает, какое решение должно быть, существует ли оно вообще, или решение может быть каким-то фантастическим! Вот, например, одна из задач нынешнего химического турнира: «Широко известно, что космические спутники и орбитальные станции чаще всего используют для получения электричества солнечные батареи. Какие вещества и материалы используются для генерации электричества в солнечных батареях и почему? Не так давно была показана перспективность использования органических производных фуллерена в солнечных элементах. Можно ли использовать такие элементы для поддержания работы космических аппаратов? Возможно ли протекание каких-либо химических взаимодействий в таких элементах в условиях космоса и если да, то каких?» С момента публикации (за 1-2 месяца до турнира) и до начала турнира команды решают задачи, требующие длительной подготовки, составляют презентации. Таким образом, всё вышеперечисленное позволяет приблизить процесс работы над задачами к научной деятельности: создание теоретической базы  на основе литературных данных и консультаций со специалистами, выдвижение собственной концепции, её осмысление и обоснование, критическая проверка и обсуждение в команде, проведение экспериментов, подготовка и представление доклада.

Второе отличие – это мероприятие командное!  В команде обычно 5-6 участников и руководители. В данном случае важны не только способности отдельного человека, но и умение людей работать в творческом коллективе, совместно решать задачи. Турнир учит школьников работать в команде. И это очень важно. Ведь коллектив всегда сильнее, и совместно можно добиться значительно более высоких результатов, чем поодиночке. Кроме того, коллективные соревнования более интересные: участие в турнире требует от команды выстраивание собственной тактики и стратегии выступлений, формирует навыки создания внутриколлективных отношений таким образом, чтобы, в первую очередь, в выигрыше была команда. В процессе подготовки и участия в турнире меняются взаимоотношения школьников внутри команды. За этот период они становятся дружнее, и если среди ребят появляются какие-либо разногласия, то они с успехом их решают. В ходе соревнований школьники поддерживают и подбадривают друг друга в случае неудач. Таким образом, химический турнир ещё является формой работы, которая помогает обучающимся подготовиться к их будущей взрослой жизни.

На турнире участники могут выполнять различные роли. Но основных ролей четыре:

1) докладчик – представляет решение задачи команды;

2) оппонент – представляет краткую характеристику решения, высказывает замечания к докладу или докладчику, ведёт дискуссию с докладчиком, делает вывод о степени решённости задачи;

3) рецензент – оценивает выступление докладчика и оппонента, а также отмечает основные недостатки доклада и оппонирования;

4) наблюдатель – имеет право  задавать вопросы.

При этом за один бой каждая команда оказывается в каждой из этих четырёх ролей.

Во время участия в турнире происходит тесное общение со сверстниками, которые во время боев выступают в разных ролях. Школьники не только узнают что-то новое, но и учатся грамотно вести полемику, участвовать в дискуссиях.

Не секрет, что одарённые дети, которые достигают больших успехов в олимпиадах, нередко бывают замкнутые, малообщительные и неконтактные. На турнире школьники учатся выходить в мир с собственными мыслями, озвучивая их. Кроме того, турнир, как ролевая игра, ставит условия быть адекватным и адаптивным. Известно, что на предметных олимпиадах не бывает зрителей. Олимпиады неинтересны тем, кто в них не участвует. А турниры смотрят, на них ходят. И они заражают, а значит развивают.

А почему занимаются турниром взрослые, откладывая все свои дела и заботы? Редко, когда можно увидеть руководителей команд настолько взволнованными, как во время игр. Тут дело не в личном престиже. Если «его» мальчишкам и девчонкам удастся проявить себя и, может быть, выиграть, он будет считать свою задачу выполненной, а остального они добьются сами. Встречаясь после игры, руководители поздравляют друг друга с хорошей игрой или чьим-то удачным выступлением. И каждый раз проверяют себя, во всем ли они были справедливы, компетентны и объективны.

Кроме турнира озёрская команда посетила Музей Землеведения МГУ. Ребята услышали увлекательный рассказ о строении и происхождении Земли, о горных породах, минералах и полезных ископаемых, увидели наиболее яркие и показательные экспонаты. К ним относятся и осколки знаменитого челябинского метеорита. Когда во время экскурсии озёрские школьники сказали, что видели пролетевший над Уралом метеорит, то на какое-то время они сами стали частью экспозиции музея.

Также состоялась встреча команды с выпускниками МБОУ «Лицей №39» и факультета наук о материалах МГУ, а ныне кандидатами химических наук, сотрудниками МГУ Капитановой Олесей и Евдокимовым Павлом. Они провели для ребят экскурсию по своим лабораториям, рассказали о научной работе.

Вот что написали о II Межрегиональном химическом турнире участники озёрской команды «My little Полоний»:

Тимур Галиуллин: «Я побывал на очень серьёзном турнире, который удивляет, заставляет много думать и размышлять, развивает ораторские способности, углубляет знания по химии. Турнир позволил сравнить себя с ребятами из разных уголков нашей страны. Я приобрёл бесценный опыт! У меня появились новые друзья!»

Замахов Илья: «Химический турнир – это отличное тренировочное поле для детей, которые хотят двигаться вперёд. Меня вдохновила высокая научная атмосфера! Побывав один раз в МГУ, хочется попасть туда ещё!»

Сычёва Полина: «Данное мероприятие вызвало у меня кучу эмоций, разбудило научный азарт. До поездки я относилась к турниру достаточно легкомысленно. После прохождения сложного турнирного пути мы уже планируем, что будем делать в следующем году! Я получила отличный жизненный урок, который может пригодиться мне в получении высшего образования и будущей профессии.»

Видеоролик «Школьники сошлись в химическом бою» в программе «Вести» на канале «Россия.24».

 

Дата: 
09.02.2016
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.