Вы здесь

Методические рекомендации по созданию и совершенствованию воспитательных систем в образовательных учреждениях

-A A +A
Версия для печати

Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов.

Это стало возможным прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом. Впервые в одном из основополагающем документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века. Социальный заказ государства на воспитание человека современного образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах – Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской федерации, Приоритетном государственном национальном проекте, послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.

Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа в широком понимании этого слова и общество. Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной воспитательной системы.

Наибольшие затруднения руководители и педагоги образовательных учреждений испытывают при теоретическом обосновании создаваемой модели, разработке новых подходов к содержанию и организации образовательного процесса, выборе критериев, показателей и методик психолого-педагогической диагностики состояния и эффективности функционирования воспитательной системы.

При создании модели воспитательной системы видится необходимым организация процесса моделирования необходимо ознакомить педагогов с теорией и практикой воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования. Необходимо рассмотреть следующие проблемы: использование системного подхода в познании и управлении педагогическим процессом; сущность, признаки и компоненты воспитательной системы образовательного учреждения; теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы учебного заведения; формирование модельных представлений о воспитательной системе учреждения образования и его структурных подразделений; взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе школы (класса, кружка, клуба); совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы; взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой, критерии и показатели эффективности воспитательной системы образовательного учреждения.

При создании модели воспитательной системы следует выбирать те формы и методы, которые наиболее соответствуют  конкретным условиям образовательного учреждения.

Важно учесть и реальные возможности школьного коллектива, особенности осуществления процесса моделирования в учебном заведении. Особое значение имеет определение сроков всего цикла моделирования и его отдельных этапов.

Другим важным фактором формирования воспитательной системы является диагностика состояния и результативности образовательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации.

В ней принимают участие основные субъекты воспитательной системы: педагоги, учащиеся, родители. В соответствии с критериями эффективности воспитательной системы определяются предметы диагностики. При исследовании используются разнообразные методы психолого-педагогической диагностики, такие, как анкетирование, тестирование, методы экспертной оценки, групповой и индивидуальной самооценки, социометрия и др.

Результаты диагностического исследования позволяют более объективно оценить состояние и результативность учебно-воспитательного процесса, выявить стратегически сильные и слабые стороны учебного заведения, определить основные недостатки и проблемы педагогического обеспечения развития личности учащихся. На основе этой информации очерчивается так называемое проблемное поле, где проблемы располагают в зависимости от степени их влияния на эффективность учебно-воспитательного процесса. Это способствует более обоснованному выбору путей и средств совершенствования и обновления воспитательной работы.

Конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения. Чаще всего избирают такую форму модели, как концепция (концептуальная модель). Под концепцией понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Исходя из такого понимания, можно дать определение концепции воспитательной системы как комплекса взаимосвязанных ведущих идей школьного сообщества, отражающих его представления об индивидно-групповых, ценностно-ориентационных, функционально-деятельностных, отношенческо-коммуникативных и диагностико-результативных характеристиках воспитательной системы.

Е. Степанов рекомендует разрабатывать концептуальную модель по разделам:

1. Исходное состояние воспитательной системы.

Основные параметры образовательного учреждения.

Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

2. Проектируемое состояние воспитательной системы.

Теоретико-методологические основы системы.

Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

Механизм функционирования системы (функции воспитательной системы; системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление; внутренние и внешние связи; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение).

Этапы построения системы.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на два-три года, которая может быть составлена по следующей форме:

Задачи (направления, условия) реализации цели

Деятельность участников учебно-воспитательного процесса

Сроки выполнения

Результаты

Педагоги

Учащиеся

Родители

Совместная деятельность

Промежуточный

Окончательный

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт разработки концептуальной модели воспитательной системы и программы реализации модельных представлений свидетельствует о том, что написание текста этих документов на основе материалов, подготовленных практически всем школьным сообществом, целесообразно вести одному или двум педагогам. Как правило, это делают руководитель учреждения образования или его заместители по воспитательной и научно-методической работе.

Обсуждение концепции и программы в школьном сообществе можно считать периодом их внутренней экспертизы. При проведении научно-методической экспертизы анализируются и оцениваются: социально-педагогическая значимость реализации модельных представлений; новизна замысла разработчиков; обоснованность концептуальных идей и действий по обновлению и совершенствованию процесса обучения и воспитания учащихся; соответствие проектируемых условий жизнедеятельности школьного сообщества психолого-педагогическим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; прогнозируемая эффективность педагогической деятельности; возможности научно-методического обеспечения реализации модельных разработок.

Управленческая экспертиза направлена на установление соответствия положений подготовленных материалов Закону РФ «Об образовании», другим законам и нормативно-правовым актам, кадровым и финансово-материальным возможностям учебного заведения. После получения положительной экспертной оценки концепция и программа деятельности по созданию воспитательной системы утверждаются на заседании педагогического совета и общешкольной конференции.

Одним из основных компонентов воспитательной системы является управление. Наиболее распространенной формой управления воспитательной системой можно рассматривать соуправление (совместное управление всех участников образовательного процесса).

Соуправление не только учитывает потребности и интересы субъектов воспитательной системы, но и дает им возможность получить опыт демократического, правового поведения, научиться правильно взаимодействовать друг с другом, нести общую ответственность за все, что происходит в воспитательном пространстве.

Идея соуправления школой воплощается в деятельности всех властных параллелей и вертикалей не только в целом, но по отдельности. Некоторым из них  присущи черты самоуправления. Компетенции, состав, способы формирования ветвей соуправления показаны в следующей таблице.

Орган соуправления

Компетенция

Состав

Способ

формирования

1

2

3

4

Совет класса

  • принимает решения об участии в общешкольных делах;
  • координирует и контролирует классные дела;
  • рассматривает внутриклассные конфликты

 

Школьники, родители, классный руководитель

Выборы в классе (среди учащихся и родителей)

Совет председателей советов классов

- информирует учащихся о поправках к Уставу школы;

- участвует в планировании общешкольных дел;

- способствует реализации общешкольного плана в классах и в школе;

- выходит в совет школы с инициативами об изменении школьного законодательства

Председатели советов классов

Выборы в классах

Педагогический совет

- участвует в разработке школьного компонента содержания образования и в организации его преподавания;

- совместно с административным советом решает текущие вопросы учебно-воспитательного процесса

Педагоги и члены административного совета

Входят все педагоги, ди­ректор школы и его заместители

Административный совет

- разрабатывает основные направления содержания образования в рамках стандартов и организует их реализацию;

- принимает по ним тактические решения

Директор, его заместители, руководители методических объединений или заведующие кафедрами

Выборы (для части членов)

Родительский комитет класса

-  участвует в определении интересов класса;

- выходит с инициативами на общешкольный уровень;

- поддерживает деятельность совета класса;

- активно участвует в жизни класса;

- помогает классному руководителю в работе с классом

Родители

Выборы на родительском собрании класса

Родительский комитет школы

- выражает и защищает интересы родителей и детей в других органах соуправления;

- вырабатывает решения, приемлемые на всех уровнях управления

Председатели родительских комитетов классов

Выборы на родительском собрании класса

Совет школы

- обсуждает и принимает нормы и правила школьной жизни;

- представляет интересы школы за ее пределами (в том числе на уровне государственной власти);

- заслушивает отчет директора школы о состоянии учебно-воспитательного процесса;

- участвует в разработке стратегии развития школы;

- контролирует реализацию выработанной стратегии

Школьники, педагоги, родители, технический персонал

Выбирается всеми участниками образовательного процесса

Правозащитный орган

- рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям «граждан школы»;

- интерпретирует школьные законы;

- проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества;

- дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу

 

Учащиеся, педагоги, родители

Выбирается всеми участниками образовательного процесса

Общий сбор

- вырабатывает основные направления деятельности органов соуправления на новый учебный год;

- отменяет решения школьных органов власти, принятые в период между очередными сборами;

- заслушивает и дает оценку деятельности органов соуправления за учебный год

Учителя, учащиеся, родители, члены органов соуправления

На основе концепции оргкомитета сбора

 

 

В таблице отражен лишь один из возможных вариантов системы соуправления. В действительности все ее особенности определяются советом школы, а проект в целом утверждается на общем сборе. Подходы к формированию органов соуправления могут быть разными. Так, в комитет защиты прав или в совет школы взрослые и дети могут избираться на равных (половина на половину) и на равных могут обсуждать и принимать нормы и правила общей жизни. Равные права можно дать всем представителям образовательного процесса. Тогда органы соуправления будут состоять на одну треть из педагогов и технического персонала, на треть из учащихся и еще на треть из родителей.

Соуправление, с одной стороны, активизирует общественную жизнь в школе, а с другой - освобождает директора от решения некоторых проблем. Участвуя в такой деятельности, дети учатся осмыслять и разрешать житейские проблемы, чему способствует даже необходимость правильно заполнить заявление о нарушении права.

В системе соуправления образовательным учреждением, в том числе и его воспитательной системой особое место занимает ученическое (школьное) самоуправление. Ученическое самоуправление не является управлением школой как социальным институтом. Его объект- жизнедеятельность ученического коллектива.

Ученический коллектив - часть школьного сообщества, в которое входит и педагогический коллектив. Ученический коллектив имеет относительно самостоятельную систему целей, деятельности, отношений. Задача педагогов - строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой и заключается в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении.

Управлять коллективом, его развитием - значит управлять и отношениями, складывающимися между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами. Управление отношениями - дело сложное. Но только в достаточно сплоченном ученическом коллективе - с устоявшимися нравственными нормами, сложившимися ценностными ориентациями. В таком коллективе любое отклонение отношений легко замечается и вызывает беспокойство и взрослых и детей. Самое сложное в самоуправлении - построить взаимоотношения педагогов и учащихся. Часто под школьным самоуправлением понимается детский актив, действующий под руководством заместителя директора по воспитательной работе, что сужает его понятие.

По мнению Л. И. Новиковой, процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там - постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности, определение перспектив. Но это верно только при наличии одного условия: определять для себя цели, перспективы и составлять программы их достижения должны сами школьники.

С развитием ученического коллектива сфера ученического самоуправления расширяется. Содержание и формы организации самоуправления в каждой школе могут быть только своими, особенными.

В. Григорьев предлагает пошаговую модель развития внутришкольного, детского самоуправления. Она включает в себя:

  • диагностирование внутришкольных отношений как процесс и результат совместной деятельности педагогов и детской диагностической службы школы;
  • проектирование и реализацию «прецедентов самоуправления»;
  • развитие самоуправления как основного события в жизни школы.

Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД). В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.

Большое значение для нормального функционирования системы школьного самоуправления имеет нормативно-правовая база, на основании которой формируется и развивается конкретная модель самоуправления в конкретном образовательном учреждении. Среди законодательно-правовых документов, регулирующих данные вопросы, назовем, прежде всего, Конституцию РФ, международные конвенции и пакты по правам ребенка и человека, федеральные законы в сфере образования, другие нормативные акты, систему которых, в конечном счете, завершает устав школы и положение о школьном самоуправлении.

Ученическое самоуправление развивается более интенсивно, если оно не замыкается в рамках своей школы и активно сотрудничает с  другими аналогичными структурами, в частности студенческими.

Поиски новаций в самоуправлении сегодня ведутся в различных направлениях. Важное место в них занимает, например, разработка школьных документов о самоуправлении. К новому в самоуправлении относятся и принципы его построения. В начале своего пути самоуправление связано с организацией досуга, отдыха, развлечений. По мере развития все больше места в нем должно отводиться общественно полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, на их участие в управлении школой, на защиту ими своих прав и интересов. Данный вектор становления ученического самоуправления обеспечивает педагогический коллектив помощниками и единомышленниками из числа учащихся.

В связи с вышеизложенным, есть основание  полагать, что организация воспитательного процесса в ОУ  закладывает у подрастающего поколения  основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
CAPTCHA
Защита от спама и механизмов автоматизированного взлома.